Их бьют, они крепчают

Их бьют, они крепчают 
Лучший результат сезона в толкании ядра американец Райан Уайтинг установил еще в начале мая. 22,28! Из белорусов к подобным метрам удавалось приблизиться лишь автору национального рекорда Андрею Михневичу. В августе 2011 года он отправил ядро на отметку 22,10, а позже завоевал «бронзу» чемпионата мира в Тэгу. На аналогичном турнире в Москве Михневич, оказавшийся в центре допингового скандала, не выступит. А единственным представителем Беларуси в состязаниях толкателей будет Павел Лыжин. Неделю назад на чемпионате Беларуси в Гродно он повторил свой лучший результат сезона, уложив снаряд на отметку 20,12. Норматив для участия в чемпионате мира выполнил, но вопросов относительно перспектив некогда самого белорусского из видов легкоатлетической программы у собравшихся на трибунах немногочисленных зрителей оставил немало. Сам чемпион, более чем на метр не добросивший ядро до личного рекорда, но на следующий день умудрившийся в очередной раз защитить титул и в метании диска, также отнюдь не выглядел счастливым.

— Здорово, конечно, победить, но впечатления остались двоякие. Хотя для меня было важно квалифицироваться в Москву, и программу–минимум я выполнил. При этом сантиметр в сантиметр повторил тот результат, который уже показывал неделю назад. Значит, чувствую себя уверенно.

— Не смущает, что соревнований как таковых не получилось: никто из соперников не смог даже приблизиться к твоим результатам?

— Это ведь дома — здесь всегда такая конкуренция. На чемпионате мира все будет совсем иначе, и я понимаю, что мой нынешний результат очень далек от тех, что могут принести медали.

— Вот об этом тоже хотелось спросить: не очень далекие метры — следствие психологического давления или твой нынешний потолок?

— Давление, конечно, чувствуется. Но тут ведь как: нас прессуют — мы становимся крепче. На мои выступления вся эта шумиха вокруг ядра особо не влияет. И уж тем более я не собираюсь опускать руки: нужно просто показывать свои лучшие результаты.

— Показать их тебе постоянно что–то мешает. Твой рекорд — 21,21 — в нынешней мировой классификации выглядел бы вполне конкурентоспособным, однако на чемпионатах мира и Олимпиадах ты всегда оказывался рядом с пьедесталом и подняться на него так и не сумел...

— Да, постоянно не хватало какой–то мелочи. Уверенности, движения... Но ведь на таком уровне именно мелочи определяют, кому достанется медаль. Что будет в Москве? Скажем так: мой нынешний результат уступает тем, что я показывал раньше, но психологически я стал гораздо устойчивее.

— Так или иначе, но сегодня именно ты — единоличный лидер белорусского ядра. Вида программы, который прежде традиционно выполнял медальный план. Чувствуешь ответственность?

— Чувствую, что стало сложнее готовиться. Когда были лидеры, за которыми можно было тянуться, выступать было легче. Сегодня ребята ориентируются уже на меня, и то обстоятельство, что любая попытка в сторону 20 метров заведомо победная, расхолаживает. В диске вот тоже который год все варятся в одной каше. Чтобы расти, нужны старты, нужны соревнования с сильными соперниками, но с такими метрами, как у меня, выезжать на коммерческие соревнования просто стыдно. А сейчас уже и поздно: до чемпионата мира — считанные дни.

— А когда «младшие» смогут составить конкуренцию?

— В том, что это возможно, лично у меня сомнений нет. Вот, например, недавно Миша Абрамчук 19,42 толкнул — третье место на молодежном чемпионате Европы занял. Серьезный прогресс заметен в женском ядре. Но нужно время для того, чтобы молодежь подросла еще немного.

— Много времени?

— Сложно сказать: толкание ядра — такой вид спорта, в котором каждый спортсмен развивается по–своему. Тот же Абрамчук уже в следующем сезоне за 20 может толкнуть, а может зависнуть года на три.

— А у самого тебя после Олимпиады в Лондоне не было мысли поставить точку?

— С чего бы? Восьмое место, конечно, не пьедестал, но я толкнул то, на что был готов. Олимпийский сезон сложился очень непросто: травмы, долгое восстановление... Как результат я не сделал и половины необходимой подготовительной работы, которая позволила бы толкнуть за 21 метр. Так что, оценив свое состояние, я решил выступать как минимум до Рио–де–Жанейро. Тем более что здесь подвинуть меня пока объективно некому.

— Главное, чтобы не вышло, как с Андреем Михневичем...

— Да, ситуация получилась неприятная и неожиданная. Мы вроде как соперничали, но я ничуть не рад тому, что с ним произошло. Человек столько сделал для спорта, а его просто взяли и растоптали...

— В последнее время едва ли не каждую неделю появляются новости о дисквалификациях и отказах от выступления на чемпионате мира. В толкании ядра результаты американцев тоже на голову выше остальных... Не настораживает такое превосходство?

— Американцы действительно — мощные ребята. Но все подозрения в их отношении — это лишь подозрения. Не ловят — значит, все в порядке. Я ведь не знаю, что они едят, как тренируются, как восстанавливаются. Зато прекрасно вижу, что у нас не появляется ничего нового в фармакологии и витаминном обеспечении. Те препараты, которые мы применяем сегодня, использовали 20 лет назад. Так о каком равном соперничестве может идти речь? Это ведь большой спорт! Без хорошей фармакологии здесь нечего ловить — это даже не подлежит обсуждению. У нас же, складывается такое ощущение, только запрещают, ограничивают и контролируют. Но при этом хотят медали в каждом виде. Можно, конечно, есть мед и орехи, но тогда давайте будем честны с собой. У нас население 10 миллионов, ждать, пока здесь появится феноменальный атлет, можно очень и очень долго. Поэтому нужно пытаться сохранять и поддерживать тех ребят, которые есть. Тем более что их немного. Мы же на каком–то этапе эту работу с резервом запустили, а сегодня поди затащи ребенка в спорт, да еще такой, как толкание ядра или метание диска. У них же первый вопрос: а что я буду иметь? А, узнав перспективы, дети в лучшем случае уходят в футбол. Метания же из года в год становятся все более вымирающим видом, и если этот процесс не остановить, потом уже никакая «Красная книга» не поможет.

Александр ДМИТРИЕВ.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter