Игра в «больше-меньше»

Монополию крупных торговых сетей в стране хотят ограничить

Монополию крупных торговых сетей в Беларуси хотят ограничить

Процессы глобализации сегодня затрагивают большинство сфер мировой экономики, но более всего это заметно в сфере розничной торговли.

Во многих странах столкнулись с проблемой вытеснения мелких продавцов крупными сетями. Не исключением стала и наша республика. Специалисты отмечают: крупные ритейлеры все чаще заявляют о себе, перетягивая одеяло, то есть покупателей и производителей, на себя. Особенно остро эта ситуация проявляется в провинции, где местный рынок труда может предложить ограниченное количество новых рабочих мест. Так, например, в Минском районе доля крупных сетевиков уже составляет около трети всего товарооборота. Устранить подобные диссонансы и урегулировать все спорные моменты должен Закон «О государственном регулировании торговли», проект которого, как ожидается, будет вынесен на рассмотрение парламентариев до 1 июля нынешнего года.

«В документе прежде всего содержатся более совершенные торговые термины. Ведь именно терминология иногда оказывается наиболее болезненным местом большинства судебных тяжб, ведь в юридической практике важна каждая запятая. А также в документе будет оговорено распределение полномочий между госорганами в сфере торговли — впервые в нашей стране должен будет появиться орган, который ответственен за развитие конкуренции. Это Минторг, но он будет делегировать полномочия и нижестоящим своим организациям и областным управлениям торговли, и местным органам власти, в которых имеются торговые отделы», — рассказывает об особенностях нового законодательства первый вице-председатель Минского союза предпринимателей и работодателей (МССПиР), председатель союза юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства» Виктор Маргелов.

Но больше всего предприниматели рады появлению в новом Законе «антимонопольного раздела», где впервые будет предпринята попытка достичь оптимального сочетания долей крупных и малых игроков рынка. «Если пустить все на самотек, убеждены в МССПиР, сетевики останутся в выигрыше, отчего в долгосрочной перспективе проиграет и потребитель, и государство, и производители. Ведь вслед за монополизацией торговли, как свидетельствует мировой опыт, происходит и монополизация промышленности. «Зачем гипермаркету пять поставщиков колбасы и чрезмерное дублирование ассортимента производимой продукции? Ему достаточно одного предприятия, которое привезет самую дешевую, пусть и по качеству далеко не лучшую, но на которой он больше всего заработает», — объясняет Виктор Маргелов.

Вместе с тем специалист отмечает: уже есть установленные правила, как должны вести себя и крупное торговое предприятие, и крупный поставщик, чтобы соответствовать законодательству, как с производителем заключить договор, при каких условиях он дает скидки и когда товар может попасть в ассортиментную матрицу конкретного торгового предприятия. Каждое торговое предприятие теперь должно будет опубликовать на сайте такую информацию либо высылать ее по запросу производителя, который заинтересован с ним работать. А вот согласно нормам нового законодательства в стране будут отменены все формы оплаты, которые нередко продавцы склонны требовать у производителей и поставщиков. То есть плата за «место на полке», за маркетинговые услуги, перефасовку и другие канет в Лету. Останутся лишь своеобразные комиссионные — разрешение доплаты поставщику за крупные поставки до 10 %.

Помимо этого, предполагается, что крупные торговые объекты и объекты общепита в Беларуси будут строиться исключительно по плану, утвержденному территориальными органами управления, дабы учесть интересы населения и других торговых предприятий.

Примечательно, что в отечественном законопроекте учитывался опыт соседних стран, в том числе и российский. Ведь наша восточная страна-соседка в отдельных вопросах развития розничной торговли опередила нас на несколько корпусов. Но шансы догнать ее у Беларуси есть. «В очень большой степени наше законодательство будет гармонизировано с российским, и даже какие-то лучшие направления, которые в России еще только обсуждаются, удалось включить в проект своего закона», — подчеркнул Виктор Маргелов.

Для формирования благоприятной деловой среды на потребительском рынке, кроме государственного механизма регулирования, значительную роль может сыграть и общественная инициатива предпринимателей. Для этого предлагается объединить производителей, торговые предприятия, общественные союзы потребителей в Сообщество добросовестного бизнеса ECR-BEL. Основными задачами такой структуры стало бы противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции в сфере оптовой и розничной торговли. Установить правила честной игры на потребительском рынке предлагается с помощью «Кодекса добросовестных практик». Он мог бы обеспечить баланс коммерческих интересов между поставщиками, торговыми предприятиями и потребителями. Таким образом, два ведущих бизнес-союза Беларуси предлагают участникам рынка включиться в работу по формированию современных корпоративных отношений, основанных на добросовестной конкуренции. «Нам нужны профессиональные ассоциации, сегодня нам их не хватает», — резюмировал председатель ОО «МССПиР», председатель президиума союза юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства» Владимир Карягин.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter