Для изготовления витражей производится стекло более 2000 оттенков и текстур

Игра светом

Особая атмосфера в интерьере, эмоциональное воздействие светом, мистическое восприятие действительности... Как только люди не описывают свои впечатления от встречи с витражами. Сегодня это искусство притягивает наши взгляды, быть может, даже больше, чем прежде. Ведь современные дизайнеры широко используют свойство стеклянных картин преображать пространство. В отделке окон и дверей, на потолках, в перегородках, ширмах, мебели, светильниках... «С их помощью можно даже легко скорректировать планировку помещения», — рассказывает Алексей Лосик, художник–монументалист, который, по его собственному признанию, за последние 10 лет на витражах уже собаку съел...

Фото  Виталия  ГИЛЯ.

На столе в мастерской витражиста неоконченная работа. Темно–зеленые, серые, черные и белые кусочки стекла, спаянные воедино, пока не вызывают особых эмоций. Но мастер поднимает их к свету, демонстрируя совсем другую палитру красок. Впрочем, это лишь фрагмент будущего витража. Художник показывает эскиз и объясняет азы специальности. Чтобы перенести идею с экрана монитора на стекло, рисунок увеличивают до размеров будущего изделия, распечатывают, а затем используют как выкройку. Каждый элемент витража вырезают вручную.

Впервые работать со стеклом мастер начал на 3–м курсе художественного факультета Белорусской государственной академии искусств. Изучал технологию изготовления классических витражей со свинцовым Н–образным профилем. Подобным образом делали готические витражи еще в Средние века. Но эта техника не позволяла плавно соединять мелкие кусочки. Другое дело технология «тиффани», названная так по имени ее создателя Луиса Комфорта Тиффани, сына владельца ювелирной империи «Тиффани и К». «Он свинцовые профили заменил медными полосками, — объясняет Алексей. — Их клеили к стеклу пчелиным воском, а затем спаивали между собой при помощи олова». Технология оказалась настолько прогрессивной, что витражное искусство стало развиваться не только в плоскости, но и в пространстве.

— Многие современные мастера и сегодня, работая в технике «тиффани», покупают в основном американские стекла. У нас такие не производят, — Алексей показывает образцы. — Всего в ассортименте более 2000 оттенков. Помню, для одного клиента искал как–то стекло цвета «давленой черники». Плюс графическая составляющая, всевозможные текстуры. Если все это еще комбинировать — могут, наверное, получиться миллиарды различных вариантов...

Масленным стеклорезом витражист режет стеклянное полотно без усилий, словно бумагу. Затем шлифует кромку «лоскутков» на специальном станке (ошибка с размером даже в пару миллиметров недопустима), аккуратно обжимает их медной фольгой и раскладывает на столе.

— Можно ли порезаться во время работы? С опытом, когда лучше понимаешь механику стекла, такое случается все реже. А самое сложное при изготовлении витража — это, пожалуй, пайка. Во–первых, паяется витраж с двух сторон. А перевернуть крупное хрупкое изделие бывает совсем не просто. Во–вторых, хоть мы и используем оловянно–свинцовый припой с наименьшим содержанием вредного металла, но работать все равно нужно в респираторах. Что особенно неприятно в жару.

Но это еще не все. Мгновенно затвердевшую жилку мастер покрывает патиной. Она окисляет олово и дарит ему особенный блеск и благородный цвет: медный, коричневый, черный. Это придает дополнительный художественный эффект изделиям.

— Неужели, чтобы научиться вырезать и паять, нужно было получать академическое образование?

— Нет, конечно. Эти навыки можно освоить и непосредственно в мастерской. Кстати, по моим наблюдениям, женщинам такая работа, связанная с созданием домашнего уюта, удается даже лучше, чем мужчинам, — замечает Алексей. — А вот чему действительно нужно учиться, так это умению создавать грамотную композицию, чтобы все детали эскиза были соразмерны и гармонично вписывались в архитектурную среду, работали с ней.

Сроки изготовления зависят от сложности эскиза и площади витража. Так, например, незамысловатую работу в 1 квадратный метр можно и за три дня выполнить. А вот над потолочным витражом в фойе Большого театра оперы и балета в 120 «квадратов», который состоял примерно из 11.000 кусочков, мастерская Алексея Лосика работала почти полгода. На место, кстати, такие крупные изделия доставляют по фрагментам и лишь в интерьере собирают окончательно, применяя при этом различные технологические хитрости, чтобы сделать витраж не только красивым, но и безопасным.

— А бывает, вставляем витраж в раму. Все вроде бы прекрасно. А одно какое–то стеклышко не работает. Словно надели украшение, а оно не к месту. Что делать? Снимать изделие, выпаивать кусочек стекла, менять на другой... Порой, кажется, проще всю работу переделать.

Впрочем, такие случаи единичны. Ведь при создании эскиза все продумывается до мелочей. Учитываются освещенность, стилистика помещения. Важны даже эмоции, которые хочет получать заказчик. «Ведь это — акцент в интерьере, — отмечает собеседник, — который активнее любой живописи».

— Жаль, удовольствие дорогое, — размышляю вслух. — Не каждый может себе позволить.

— Поэтому некоторые заказывают так называемые пленочные, или псевдовитражи, когда на цельный лист стекла клеят кусочки цветной пленки и жилку, которая имитирует пайку. Но для меня это странно, — замечает художник. — Безусловно, такое изделие значительно дешевле «тиффани». Но это то же самое, что сравнить обычное стекло и бриллиант. Совершенно разные ощущения от света.

Искусные витражи современных мастеров заказывают не только владельцы богатых загородных домов и элитных городских квартир. Оглянитесь вокруг, и вы увидите их в кафе, гостиницах, театрах, культовых сооружениях... Тематика при этом самая разная: от библейских историй до легких геометрических орнаментов.

— В ближайшее время, надеюсь, получим заказ на витражи в стиле слуцких поясов, — мастер пока не раскрывает имя заказчика. — Речь идет о том, чтобы не просто повторить узор, а стилизовать. Сделать современно и аутентично. Это будет очень интересная работа. Еще хочу сделать витражи для «старажытнай» белорусской архитектуры. Таким образом показать, что наша культура и «спадчына» — это не только физические вещи. Ведь витражи можно по–разному воспринимать. Для кого–то это просто стекляшки. А для меня это свет, преломленный через текстуру стекла. Это живопись, только немножко другая.



Каков срок службы витражей? И 100, и даже 500 лет. Со временем стекло начинает течь. На старинных витражах заметно, что сверху оно тоньше, а снизу — как расплавленный воск свечи. И все же моего собеседника греет мысль, что и его работы станут долгожителями. «Ведь это не просто труд ради денег, — подчеркивает мастер. — Я хочу, чтобы мои витражи эмоционально воздействовали на человека. Вдохновляли, наталкивали на размышления, создавали настроение».

Из Книги рекордов Гиннесса


Самые древние в мире полностью сохранившиеся витражи с изображениями библейских пророков находятся в кафедральном соборе Аугсбурга в Германии. Они были изготовлены во второй половине XI века.

Самый большой витраж площадью 2079 кв. м из 2448 панелей украшает Мавзолей Воскресения, Джастис, штат Иллинойс, США.

Витражи базилики Нотр–Дам–де–ла–Пэ в Ямусукро, Кот–д’Ивуар, хоть и не являются одним большим окном, в общей сложности занимают площадь 7430 кв. м.

dekola@mail.ru

Советская Белоруссия № 131 (25013). Суббота, 9 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter