Сердцу не прикажешь
Островский в этом сезоне пользуется особым спросом. Сразу несколько театров Беларуси внесли пьесы драматурга в свои репертуарные планы. Купаловский, как и подобает главному театру страны, на острие. О постановке здесь «Горячего сердца» слухи ходили еще весной. Тогда же раскрыли и имя режиссера: на подмогу купаловцам из драмтеатра им. Максима Горького пригласили Валентину Еренькову. Валентина Григорьевна — мастер тонкий и внимательный, она искренне любит актеров и умеет в них растворяться, а еще (что важнее!) всегда чувствительна и внимательна к автору. «Горячее сердце» не стало исключением: Еренькова поставила пьесу так, как она была написана почти 155 лет назад. От резких движений по отношению к классику отказались и ее соавторы: художник-постановщик Борис Герлован и композитор Алексей Ереньков.Молодые купаловцы Юлия Овчинина и Александр Киселев в «Горячем сердце» Александра Островского.
Ставить и играть Островского, признается режиссер, задача не из легких: недаром его называют «русским Шекспиром». Но и не ставить нельзя — и дело не только во всегда жгучей актуальности его произведений. «Горячее сердце» — пьеса небезынтересная сама по себе, да и наши театры не так часто к ней обращаются. Режиссер Валентина Еренькова признается, что не сразу нашла путь к мускулистой драматургии Островского:
— Я долго не знала, как и с какого конца к Островскому подойти. У каждого режиссера есть такие барьеры, поверьте. Но когда села читать «Горячее сердце», поняла, что это кладезь возможностей. Пьеса удивительно современна, она вне времени. При этом закончена в 1868 году. Но даже по тем временам к ней отнеслись настороженно, не все и не сразу ее приняли. Она как бы стоит немного отдельно в творчестве драматурга. Дело в том, что в то время Островский увлекался комедией дель арте (или комедией масок), и это тоже прочитывается в произведении.
В роли Курослепова в «Горячем сердце» зрители увидят Владимира Иванова, его дочь Парашу в разных составах играют Юлия Овчинина и Светлана Гулевич.В спектакле есть где развернуться, «Горячее сердце» многослойно и многопланово. Тем более что сюжет и нерв истории о том, как настоящая любовь одерживает победу над финансовыми интересами, Валентина Еренькова сохранила практически полностью. При этом ставку режиссер сделала не только на конфликт чувства и капитала, но и на энергию юности. Работа с молодым поколением купаловцев, обращает внимание Валентина Григорьевна, подарила ей в том числе свежие эмоции:
— Я много ставила в других театрах, но в этом случае ситуация была немного иная. Долго знакомилась с труппой, примеряла на них роли Курослепова, Параши, Гаврило, Васи Шустрого… С одной стороны, был определенный риск: многие из этих актеров никогда не играли больших ролей. С другой — я видела их горящие глаза, горящие сердца. Понимала, что нужна им и им со мной интересно. У этих ребят есть желание играть, ухватить суть — это самое главное. Мы много работали над текстом и смыслом, раскрывая его.
Кроме того, мне всегда важна команда, никто из артистов не должен солировать. Так, небольшими шажочками мы в конце концов победили — саму пьесу и драматурга.Несмотря на то что спектакль уже значится в репертуаре (ближайшие показы 12 и 26 октября), репетиционный процесс не прекращается.
— Я люблю искать. И для меня, признаюсь, важнее даже не спектакль как итог. Важен сам процесс творческого поиска, процесс создания, когда ты вместе с артистами становишься на ноги, репетируешь, создаешь, — откровенничает Валентина Григорьевна. — Когда я сама была актрисой, эти моменты были самыми любимыми и дорогими. Надеюсь, мои артисты тоже получили удовольствие от совместной работы.
Люди и куклы
Пока герои Островского проходят испытание деньгами, в «Кукольном доме» Генрика Ибсена на первый план выходят проблемы не материальные, а моральные. На днях свое прочтение одной из самых популярных пьес норвежского драматурга в Новом драматическом театре представил Артем Пинчук. Он же сыграл роль Торвальда Хельмера — заботливого и сильного, казалось бы, мужа, на глазах у зрителей превращающегося (ближе к середине спектакля) в трусливого эгоиста. Артист, к слову, не первый раз пробует силы в режиссуре и в «Кукольном доме», признается, сам изначально играть не планировал:— До самой премьеры сомневался, но в итоге решился и рискнул. Для меня «Кукольный дом» — это не история о проблемах одной конкретной женщины. Это история о свободе личности, которой хватило сил разрушить связи, навязанные обществом и его правилами. «Кукольный дом» не только место жительства четы Хельмеров. Это, по сути, весь мир, где люди играют роли, придуманные и навязанные им.
Нора (Надежда Анципович) и Торвальд (Артем Пинчук) в финале спектакля понимают: с «кукольной» жизнью покончено навсегда.
Постановка фокусируется на жене Торвальда Норе (ее в разных составах играют Надежда Анципович и Ксения Вайнилович) — в сущности, обычной женщине, в лице которой драматург (и режиссер Пинчук вслед за ним) поднимает проблемы не столько женские, сколько общечеловеческие. Тонкий знаток жизни Генрик Ибсен никому из героев «Кукольного дома» не оставляет шанса выйти сухим из воды, каждому в итоге приходится чем-то пожертвовать.
Пьеса, как известно, была написана по следам реальных событий, прототипом Норы стала норвежско-датская писательница Лаура Килер.К слову, менять скандинавские характеры и экзотические для нашего уха имена Артем Пинчук намеренно не стал. Активность режиссерского вмешательства в драматургический материал получилась минимальной. Как и у Ибсена, здесь все видят всех, каждая из линий пьесы развивается почти параллельно. Игра в итоге заканчивается реальной драмой, хотя, с другой стороны, финал можно расценивать и как хеппи-энд: у «куколки» Норы наконец появились голос и право выбора.
Милана Иванова (Фру Линне) и Александр Доманцевич (доктор Ранк).
Историю морального перелома, когда ждать и терпеть больше нет сил, в Новом драматическом театре покажут 13 и 28 октября, еще один показ состоится 25 ноября.
leonovich@sb.by