Игра на понижение

Администрация рынка «Ждановичи» снизила арендную плату на 20 процентов...

Лучше меньше, да лучше...


Администрация рынка «Ждановичи» снизила арендную плату на 20 процентов. Хорошие вести пришли из Солигорска. Там местным предпринимателям также удалось добиться сокращения платежей. Любопытно, что за этим стоит?


Адекватная реакция владельцев торговых площадей на новый экономический контекст? Или это вымученная уступка в ответ на аргументы арендаторов, профессиональных экономистов и прессы (см. статью «Арендные виражи» в «СБ» за 10 февраля с.г.)? Распространится ли удешевление аренды на всю страну? Или группа субъектов хозяйствования, почувствовавших себя «рантье», продолжит выкачивать деньги из наших, потребительских, карманов?


В рядах торгующих предпринимателей свежи воспоминания о проверках дисциплины цен. Некоторые за свои «злоупотребления» поплатились лицензиями. В Министерстве экономики считают, что заслуженно: торговые надбавки не должны обдирать покупателей как липку. В этом, конечно, есть соль. Но возникает попутный вопрос: а почему нас должны «обдирать» другие компоненты цены? И прежде всего арендная плата, доля которой в стоимости товаров — 20 — 40 процентов. Не пора ли критически изучить этот бизнес? Или в отличие от мелкорозничной торговли он слишком крупный и зубастый? Я поделился своими соображениями с замдиректора департамента ценовой политики Минэкономики А.Курильчиком. Он ответил, что тема достойна внимания... Не скрою, мне бы хотелось получить более подробный ответ.


По мнению экономиста М.Ковалева, нежелание арендодателей снизить свои расценки может сделать многих ипэшников банкротами и безработными. Покупательский спрос падает, а «золотые» квадратные метры не позволяют предпринимателям маневрировать, сбрасывать цену на свой товар. Экономист предостерегает: многие торговые павильоны в Минске рискуют стать полупустыми. Сократятся поступления в бюджет.


Но только ли в Минске возможен подобный сценарий? Мы уже писали о загадочных арендных ставках в универмаге «Гомель». А вчера в редакцию пришло письмо из Жлобина: «Как вам нравится, что в нашем провинциальном городке 12 квадратных метров на рынке «Солнечный» стоят 447 тысяч рублей в месяц, а место в стационарном павильоне площадью 18 квадратных метров — 1 млн. 213 тысяч рублей?» Хороший вопрос, который уместно переадресовать компетентным государственным органам.


На наш взгляд, проблема уже начинает перезревать. Высокие арендные ставки были объяснимы в годы экономического бума, когда взлетали цены на нефть, рос мировой ВВП, повышались зарплаты и требования к качеству жизни. Теперь иной коленкор. Экономика каждой страны столкнулась с падением спроса, снизились объемы продаж. За рубежом владельцы торговых комплексов перестроились и, чтобы не потерять клиентуру, пересмотрели прайсы. Понимая, что, как поется в одной популярной песенке, «лучше по чуть–чуть долго, чем много и один раз».


А наших «рантье» процессы в мировой экономике не касаются?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter