Официальный визит Президента в Венесуэлу завершился подписанием 14 межправительственных соглашений
Президент и члены государственной делегации в воскресенье вернулись в Минск. Кстати, численность ее была солидная — потребовалось, как говорят летчики, два «борта»... Военный городок Каракаса, в котором располагалась Национальная выставка Беларуси, уже вернулся к своему изначальному виду и назначению. Притихла родная речь в отелях «Мелиа» и «Альба», где концентрировались белорусы. Тем не менее наше присутствие в этой латиноамериканской стране благодаря подписанным соглашениям и заключенным контрактам сегодня многократно выросло по сравнению с тем, что было еще несколько дней назад. По–бухгалтерски точный подсчет экономического эффекта визита сделать только предстоит. Но многое уже видно и невооруженным глазом. В Венесуэле добыта первая белорусская нефть, достигнуты договоренности о производстве тракторов, МАЗов и БелАЗов, наши архитекторы и строители уже готовы начинать разработку генеральных планов и строительство венесуэльских городов и агрогородков... Есть многочисленные договоренности и в других сферах. Теперь, когда Александр Лукашенко и Уго Чавес заявляют о том, что отношения между двумя странами вышли на уровень стратегического партнерства, это означает не только полное политическое взаимопонимание между Минском и Каракасом, но и многочисленные экономические связи.
Белорусско–венесуэльские отношения развиваются стремительно. Между первым визитом Уго Чавеса в Минск и первым визитом Александра Лукашенко в Каракас прошло всего–то полтора года. За это время президенты стран, между которыми десять тысяч километров, встречались четырежды. Частота, согласитесь, завидная даже для глав государств иных соседей. Состоялся обмен посольствами, во время нынешней встречи отменены визы. Здесь также некоторым соседям стоило бы поучиться...
Что касается экономики, так тут скорости тоже завидные. Шутка ли сказать: полтора года назад Беларусь продавала в Венесуэлу исключительно калийные удобрения — но на карте мира сложно найти страну, куда бы мы их не продавали. А уже сегодня создается совместное производство по добыче нефти. Это при том, что после негативного опыта прошлых десятилетий к своим нефтяным месторождениям венесуэльцы допускают только надежных, проверенных временем партнеров. И далеко не все крупнейшие мировые государства и компании добились этого права. Точно так же быстро подоспели и другие совместные проекты — в торговле, промышленности, градостроительстве и т.д. Всего в Каракасе было подписано порядка полутора десятков контрактов между предприятиями двух стран.
Скорость — это первая особенность белорусско–венесуэльских отношений. Вторая — это то, что сотрудничество носит исключительно взаимовыгодный характер. Кто–то может заметить, что без взаимной выгоды не было бы никакого сотрудничества. Соглашусь, но предположу, что сами по себе наши интересы вряд ли бы пересеклись, не прояви белорусское и венесуэльское руководства политическую волю. Все–таки огромное расстояние, практически полное отсутствие исторических или так называемых человеческих связей — серьезные препятствия.
Сегодня сферы соприкосновения интересов найдены. Так, Беларусь в последние годы столкнулась с проблемой зависимости от одного–единственного поставщика углеводородного сырья. Проникновение в нефтяную отрасль может несколько снять остроту этой зависимости, да и позиции Минска как переговорщика укрепит.
Как выразился Александр Лукашенко, СП по добыче венесуэльской нефти — это подарок, которого Беларуси никто никогда не делал... Но у нас есть чем отблагодарить. Тот, кто был в Венесуэле, знает, что жилищная проблема — это бич местных городов. Даже в столице есть целые районы так называемых бариос, иными словами трущоб. Как птичьи гнезда, ютятся эти лачуги на склонах гор — панорамный кадр живописный, но вблизи впечатление ужасное... «Мы были в Минске, видели, как грамотно он застроен, и хотели бы что–то подобное создать в Каракасе», — признается мне помощник заместителя министра жилищного строительства Венесуэлы Марко Кардосо. Белорусским проектировщикам доверена разработка проекта застройки целого района в центре Каракаса, прямо возле президентского дворца Мирафлорес, где в эти дни шли переговоры.
Также совместная работа предполагает разработку генеральных планов, непосредственное строительство жилого района на пять тысяч квартир, города — спутника Каракаса на 25 тысяч жителей и агрогородков в этой латиноамериканской стране.
«Такие микрогородки могут служить маяками для развития соответствующих регионов Венесуэлы», — считает министр иностранных дел Сергей Мартынов. На переговорах двух президентов в узком составе пресса не присутствовала, и я попросил министра рассказать об обсуждавшихся проектах. «У президентов Беларуси и Венесуэлы есть абсолютно идентичное стратегическое понимание характера сотрудничества между двумя странами, — говорит он. — Речь идет об углубленном взаимодействии между двумя странами, которое состоит не в простой торговле и поставках белорусской продукции, а в налаживании углубленного сотрудничества, которое будет начинаться с создания сборочных производств белорусской техники».
Уго Чавес, обращаясь скорее к местной прессе, чем к белорусским журналистам, заявлял о важности создания промышленных предприятий в венесуэльской глубинке. Александр Лукашенко об этом направлении сотрудничества сказал: «Во времена СССР наша страна была самой технологичной и наукоемкой. Мы все это сохранили и готовы поделиться достижениями с Венесуэлой. В течение двух–трех лет Беларусь создаст здесь современные предприятия, которыми венесуэльцы будут гордиться».
В величине и силе белорусского экономического потенциала президент Венесуэлы и все жители страны могли убедиться на Национальной выставке Беларуси. Уго Чавес, которого сопровождал Александр Лукашенко, задержался, наверное, у доброй половины экспонатов — все его интересовало, все могло быть полезным и в его стране. Кульминацией выставки, то, что в вечерних выпусках новостей показали все венесуэльские каналы, был его проезд по территории военгородка за рулем 130–тонного БелАЗа. Удивлению журналистки местного радио не было предела, когда я сказал, что это еще не самая большая машина.
Два президента и их министры обсуждали в Каракасе сотрудничество в самых разных сферах — от военно–технического до культурного. Практически все переговоры закончились какими–то конкретными договоренностями вплоть до того, что в культурной части запланировали участие венесуэльских конкурсантов в «Славянском базаре».
Последний день президенты провели в бассейне реки Ориноко, на нефтяном месторождении Гуара–Есте, где открыли совместное предприятие по добыче нефти «ПетроВенБел». Перед отлетом Уго Чавес вручил Александру Лукашенко высшую награду Венесуэлы — орден Освободителя.
Фото БЕЛТА.
Идущие рядом
Официальный визит Президента в Венесуэлу завершился подписанием 14 межправительственных соглашений