Идет охота на слонов?

Увы, микробизнес в Беларуси первый только в очереди за льготами

Замедление роста розничного товарооборота провоцирует административную конкуренцию среди различных торговых форматов

Процветание с переменным успехом продовольственных и вещевых рынков — не заслуга индивидуальных и мелких предпринимателей, а субсидирование их деятельности государством. Конечно, напрямую денег ипэшникам из бюджета никогда не выделялось — еще не хватало. Но и проблемами пополнения казны плательщики единого налога, или «упрощенки», обременены никогда не были. Их официальная доля в ВВП, участие в бюджете никогда не являлись значимыми. Но мелкие торговцы не сдаются — наоборот, выходят на «тропу войны». Основным противником «экспансии» малого предпринимательства ряд общественных объединений сегодня упорно пытаются представить крупные форматы торговли: гипер- и супермаркеты, торговые сети.

Индивидуальные предприниматели способны превратиться в малый бизнес и стать локомотивом отечественной экономики… Эта многократно повторяющаяся мантра настолько увязла в общественном сознании, что сумела даже затмить беспристрастную статистику. Увы, микробизнес в Беларуси первый только в очереди за льготами. Государство никогда не напрягало «индивидуалов» проблемами наполнения казны, но за двадцать лет базарные торговцы в массе своей так и не превратились в предпринимателей. Законодатели до последнего надеялись на «западный путь» малого бизнеса: мол, накопят на примитивном торгашестве первоначальный капитал и делом займутся — производством или услугами. Но большинство ипэшников так и не созрели для инвестиций: полученные неплохие доходы на фоне потребительского бума успешно вложили в собственные коттеджи и лимузины и на 90 % так и остались в сфере торговли. Более того, доля в белорусском ВВП «индивидуалов» только снижается. По наполнению бюджета и пенсионного фонда эта категория граждан никогда не играла значимой роли.

Чем «мелкий формат торговли» ценен для государства, многие эксперты внятно доказать не могут. Действительно, базары дают работу 300—400 тысячам белорусов. Но какую добавленную стоимость приносит их деятельность? В некотором роде «палатки» только убивали развитие других форматов торговли и производства. Тем же белорусским швейным компаниям объективно практически невозможно конкурировать с «баульным» импортом ширпотреба. Тем не менее стоило грянуть кризису, как ипэшники снова заняли очередь за государственными льготами и преференциями.

Один из аргументов, который приводят ипэшники в свою защиту, — сокращение их количества, которое происходит в этом году. Впрочем, тенденция вполне логичная. По данным официальной статистики, продавцы рынков и торговых центров теряют свою долю продаж. Если в 2010 году она превышала 26 % от розничного товарооборота, то в 2011 году уже составила только 21,9 % и продолжала падать до 19,2 % в январе—апреле. Говоря проще, на огромную армию «индивидуалов» нынче не хватает покупателей. Шутка ли, в Беларуси торговлей занимаются около 250 тысяч ИП!

Займемся элементарной арифметикой. Розничный товарооборот за первые четыре месяца 2012 года увеличился на 7,1 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 53,1 триллиона рублей. Исходя из официальной статистики, на долю работников рынков и торговых центров пришлось около 10 триллионов. Получается, что выручка среднего ипэшника составляет всего ничего — 10—15 миллионов рублей. Это — оборот, а не доход и даже не прибыль. Из него необходимо вычесть «входящую» стоимость товара, аренду, пускай и относительно небольшие, но налоги… Естественно, чтобы осталось 5—6 миллионов на собственную зарплату, ИП неминуемо приходится ставить неимоверные наценки. Полагаю, что 200—300 % накрутки — нормальная практика. Хотя правды до конца никто не знает, а предприниматели ее тщательно скрывают. Но если исходить из логики вещей, получается: меньше чем с 2—3-кратной маржой работать ипэшнику нет никакого смысла. В противном случае выгоднее пойти наемным работником.

Видимо, в этой наценке и кроется проблема ипэшников. Международная практика да и белорусский кризис 2009 года показали: при негативных экономических факторах потребитель становится не просто восприимчивым к уровню цены, но реагирует своим кошельком на ее справедливость. Объективность огромных накруток на товары на рынках уже давно вызывала у потребителей законные сомнения. Пока реальная зарплата увеличивалась на 20—25 % в год, покупатели не особенно задумывались над этими нюансами. Объективно серьезной конкуренции на отечественном розничном рынке в 2000-х не существовало. Спрос опережал предложение, поэтому практически на любой товар находился рано или поздно купец. Именно по этой причине и выживали архаичные по сути формы торговли.

Но снижение доходов резко повысило конкуренцию. А именно в ее условиях ИП и не привыкли существовать. Поэтому и стали проигрывать крупным форматам. Не раз и не два на различных научных конференциях звучала цифра: только во время путешествия по Беларуси цена товара за счет затрат на перевозку и хранение может увеличиться в два раза. В несколько раз больше, чем предусмотрено на такие издержки в тех же европейских странах. Внутренняя логистика пока находится не на высоте. Система складов-центров, которой планируется опутать всю Беларусь, пока не стала реальностью. Фактически этой проблемой всерьез занимаются только торговые сети. И в последние годы сильно преуспели в этом направлении.

Естественно, что «законсервировавшиеся» в технологиях прошлого века ИП не выдерживают конкуренции новых подходов. В прошлом году некоторые бизнес-союзы активно пытались под шумиху кризиса «пропихнуть» право нанимать не только родственников, но и всех желающих. Правда, это означало бы «откат» в стимулировании прозрачности бизнеса. В последнее время тактика изменилась: если не получается добиться льгот и преференций, то стараются создать административные препоны для крупных конкурентов. Сейчас лидеры ряда бизнес-союзов активно создают сетям и гиперам имидж монстров, которые того и гляди скоро захватят ритейл и «закрутят» цены, как только добьются монополии. Правда, тот же председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин не так давно во время круглого стола в газете «Рэспублiка» признался: большая часть современного микробизнеса — «временщики», которые должны либо «переродиться», либо уйти с рынка. Вроде бы общественные представители бизнеса понимают бесперспективность современной торговой сути ИП, но почему-то серьезно обеспокоены деятельностью сетей и ратуют за их ограничение.

Между тем о захвате «власти» в розничных продажах говорить несколько преждевременно. По статистике, на долю крупных форматов приходится только 41,3 % розничного рынка. И говорить о засилье одной сети более чем преждевременно. В этом духе высказался и заместитель премьер-министра Сергей Румас в начале года на коллегии Министерства торговли. Он считает, что в Беларуси не хватает конкуренции, поэтому и низкое качество услуг в сфере торговли. Было бы замечательно, если бы в республике появилось еще несколько крупных сетей, расшевелили рынок новыми технологиями. Тогда и другим торговцам пришлось бы задуматься о сокращении издержек и повышении качества своей работы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter