Идеи улетают в трубу

Двери заводов и фабрик по-прежнему закрыты для изобретателей.
Двери заводов и фабрик по-прежнему закрыты для изобретателей.

О парадоксах нашей экономики - промышленность работает, но выпущенная продукция оседает на складах, не принося прибыли, - говорилось не раз. Причин тому множество. Одна из них - элементарное неумение производителей торговать. Сами же промышленники списывают провалы в работе на элементарное отсутствие денег. Мол, не за что приобрести новое оборудование, современные технологии, вот и выпускаем неконкурентоспособную продукцию. В общем, своего рода замкнутый круг. Можно ли его разорвать?

Старший преподаватель кафедры "Техническая эксплуатация автомобилей" Могилевского государственного технического университета, кандидат технических наук Михаил Яскевич считает, что часть скопившейся на складах продукции (речь в первую очередь идет об автомобильной технике) продать вполне реально. Причем... по более, нежели сейчас, высокой цене.

- Давайте разберемся, - говорит Михаил Яковлевич, - почему потенциальных потребителей не устраивает та или иная техника? Непомерная цена? Не только. Есть еще ряд показателей, отталкивающих покупателей. Скажем, какой разумный хозяин будет брать самосвал, двигатель которого "съедает" под 90 литров на 100 километров пробега? Вот если бы расход топлива был процентов на двадцать поменьше, тогда автомобиль бы пользовался спросом. Вы мне можете возразить, что требуется новый двигатель. И... будете не правы. В нашем университете разработаны устройства бортового диагностирования, которые могут устанавливаться на различные узлы машин - двигатель, топливный насос, карданный вал, - и своевременно сигнализировать о неисправности. Увидел, к примеру, водитель, что мощность двигателя упала на один процент, - приехал на базу и сообщил об этом инженеру: тут же клапан подтянут, и мотор заработает как новенький. В нынешних же условиях эксплуатации шофер может почувствовать, что с двигателем что-то случилось лишь после того, как мощность упадет процентов на 10 - 12. До этого времени лишнее топливо будет вылетать в выхлопную трубу. Все наши разработки (кстати, запатентованные в России и Беларуси) можно легко установить на любой автомобиль, находящийся на складе, - перестройки производства, изменения технологического процесса не требуется. С установленными устройствами диагностирования (а следовательно, и с улучшенными эксплуатационными характеристиками) машина становится более конкурентоспособной. И продать ее можно будет по более выгодной цене. Фантастика? Нет - реальность.

Куда только не обращались за последние 8 лет Михаил Яскевич и его коллеги - на предприятия, во властные структуры. Цель преследовали одну: внедрить свои изобретения в производство. Отовсюду следовали вежливые слова благодарности. Тем дело и заканчивалось...

Виной тому, вероятно, консерватизм большинства руководителей предприятий. Им гораздо привычнее ждать от государства больших денег на реализацию масштабных программ, чем напрягаться, занимаясь всякой там "мелочевкой". Вот только ожидаемых средств может попросту не оказаться в казне. "Мелочь" же вроде предлагаемых могилевскими учеными устройств может принести значительную прибыль. Как известно, во многих странах поиск и внедрение в производство научно-технической информации возведены едва ли не в ранг государственной политики. Та же Южная Корея за счет новых технологий сделала огромный рывок вперед. Мы же продолжаем топтаться на месте. И вряд ли сдвинемся до тех пор, пока двери предприятий и учреждений будут фактически закрыты для изобретателей.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter