И вот пришлося наконец...

Почему браконьеры в курсе каждого шага природоохранных инспекторов?

И вот пришлося наконец браконьерам расчесться за десятки варварски убитых животных

В одной из недавнихпубликаций  («Р» от 24.03.2009 г.) мы рассказывали о том, как 3 сентября прошлого года сотрудники Столбцовской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира  вместе с оперативно-следственной группой местного РОВД зашли на обычное с виду подворье дома № 21 по улице Белорусской в деревне Николаевщине и в сарае, принадлежащем некоему гражданину К., нашли рога, остатки шкуры и мясо лося, ноги и мясо дикого кабана. Инспекторы, видавшие в своей нелегкой работе всякое, были буквально шокированы, когда в результате раскопок на приусадебном участке обнаружили 17 шкур дикого кабана, одну лося и одну косули европейской. Которых, как признался хозяин усадьбы, он незаконно добывал вместе со своим подельником со второй половины мая и практически до этого самого дня.

Сегодня обозначенную вскользь историю можно продолжить. Недавно состоялся суд, на котором и была вскрыта вся эта браконьерская эпопея, а ее организаторы и исполнители в одном лице получили то, что должны были получить.

Итак, гражданин К. — это житель деревни Николаевщины Александр Круковский, рабочий одного из частных предприятий Столбцовского района, 31 года от роду. Его напарник по незаконному промыслу – житель поселка Новоколосово того же района тридцатипятилетний Александр Князюк, слесарь местного предприятия. Оба, как я понимаю, охотники, имеют немалый оружейный арсенал и навыки (чего-чего, а этого у них не отнимешь) охоты на зверя. К этим бы умениям еще качества моральные соответствующие — жили бы себе и по сей день спокойно. Не срослось. Не выдержали мелковатые душонки испытания невиданным доселе звериным изобилием и, вместо того чтобы купить лицензию, взять путевку и охотиться для собственного удовольствия, ударились в воровской промысел.

Первую свою вылазку Круковский и Князюк совершили, как установил суд, во второй половине мая. И с этого времени по 10 июня в лесах, вблизи деревни Николаевщины, незаконно отстрелили четырех диких кабанов. Второй временной период – с 1-го по 28 июля, когда вблизи деревни Полосни под браконьерские пули попали  уже шесть кабанов. В первых числах августа возле той же Николаевщины аналогичная судьба постигла косулю европейскую. Еще один кабан был застрелен  в середине августа возле деревни Вязовец, а 2 сентября ими же был убит и лось.       

Браконьерские «Олень» с оптическим прицелом и ИЖ-27 грохотали, как видим, во-всю и промаха не давали. Можно предположить, что Круковскому и Князюку пришлось немало потрудиться, чтобы погрузить туши в машину, затащить в тот самый сарай, разделать и разделить мясо.

Интересный случай имел место и 21 августа прошлого года. Государственному инспектору Григорию Короткевичу дежурный РОВД сообщил, что на дороге Столбцы—Николаевщина автомашиной сбит лось. Инспектор тут же связался с сотрудниками  охотхозяйства, поручил им немедля выехать на место и забрать животное. Егеря не медлили, но на месте происшествия обнаружили только клочья шерсти и следы крови – лось, который ну никак не мог двигаться самостоятельно, удивительным образом исчез. Только вот и его следы привели в тот самый сарай – на суде Круковский и Князюк признались, что это именно они завладели тушей, утверждая, правда, что ничего при этом не нарушили. Отговорка никудышная, судом во внимание принята не была – кому, как не охотникам со стажем, знать, что написано в том числе и о таких случаях в Правилах ведения охотничьего хозяйства и охоты.

Позволю себе опустить за скобками тоже, кстати, довольно интересные эпизоды того, как обвиняемые вместе с сотрудниками милиции и государственной инспекции ходили по местам своей боевой «славы», как показывали и рассказывали, где зарыты останки животных и прочее. Суть не в них, а в том, что, несмотря на увертки и отговорки Круковского и Князюка, суд признал их виновными в осуществлении охоты без надлежащего на то разрешения, повлекшей причинение ущерба в особо крупном, свыше ста базовых величин, размере. В материальном выражении это 28,4 миллиона рублей, которые, кстати, браконьеры возместили добровольно, плюс еще 3 миллиона
325 тысяч в пользу Столбцовского районного объединения БООРа, судебная пошлина и четыре конфискованных ружья. И, наконец, два года лишения свободы с последующим запретом заниматься охотой два года и шесть месяцев для Круковского, один год и шесть месяцев лишения свободы  и два года запрета на охоту для Князюка. Обоим, с учетом всякого рода смягчающих обстоятельств, исполнение основного приговора отсрочено на два года. Они обязаны периодически являться на регистрацию в контролирующий орган, а с одиннадцати вечера и до шести утра находиться не в лесу или на пшеничном поле, как бы им того не хотелось, а строго по месту жительства.

У меня, да и у тех, наверное, кто внимательно все мной изложенное прочитал, не могут не возникнуть несложные, в принципе, вопросы, ответа на которые в судебных материалах я не нашел,    почему браконьеры внаглую промышляли чуть ли не полгода в отнюдь не самом малонаселенном районе. Неужели никто не слышал выстрелов, никто не сообщил об этом в инспекцию или милицию?

Начальник Столбцовской межрайинспекции охраны животного и растительного мира Владимир Лойко, которому я и высказываю свое недоумение, начинает издалека:

— Приезжаем недавно на одно озеро, берем с поличным браконьера, а тот недоумевает – вас, мол, здесь вообще быть не должно, вы ведь оружие не получали. Понимаете, о чем я?

А что тут непонятного. Не от Владимира Лойко первого слышу, что все передвижения инспекции весьма даже тщательно отслеживаются лицами, отнюдь не заинтересованными во встрече с ними. Что контролируются не только маршруты движения, но и моменты получения оружия в местных райотделах милиции – если это произошло, значит, инспекторы точно отправляются в рейд. Ясно, что информация эта моментально уходит к тем, кто собрался на незаконный промысел или это уже делает.

— Вот и по этой группе то же самое. Были звонки, были предупреждения. Реагировали на них незамедлительно, но все равно опаздывали – браконьеры уходили с добычей. Да, мы их все-таки взяли, но ведь и живности сколько погублено, — продолжает Владимир Александрович.

Мой собеседник, кстати, уверен, что точку на браконьерском промысле Круковского и Князюка можно было поставить еще 21 августа, когда загадочным образом исчез сбитый на дороге лось. Так это или нет, утверждать не берусь, но вот какие интересные подробности зафиксированы в приговоре суда. Один из свидетелей, сотрудник местного РОВД, показал, что в тот вечер он по заданию оперативного дежурного выезжал на то место, где автомашиной был сбит лось. Животное, по его словам, было еще живым, лежало на обочине. Милиционер сфотографировал его, попросил своего оперативного дежурного связаться с работниками БООРа, которые и должны были забрать лося, а сам уехал в райбольницу для освидетельствования водителя и выполнения прочих формальностей. Все бы ничего, да вот только у меня лично смутные сомнения вызывает то, что в это же время был зафиксирован звонок милиционера на мобильник Круковского. Наверное, это просто совпадение и милиционер, как он утверждал на суде, просто попросил Круковского помочь отбуксировать с места происшествия поврежденный автомобиль. Наверное, и лось тот самый оказался впоследствии в разделочном сарае Круковского тоже абсолютно случайно. А то, что в свое время сотрудник милиции и Круковский служили вместе, тоже не что иное, как  абсолютно фантастическое совпадение.

Еще один интересный штрих в заключение. Одиннадцать диких кабанов, добытых Круковским и Князюком, это примерно шестьсот килограммов мяса, два лося – еще триста пятьдесят. Браконьеры утверждали, что делили его между собой и потребляли сами. Может быть. А может быть, причем с немалой долей вероятности, что кому-то они отдавали его просто так, кому-то продавали. Ну а поскольку вспышки трихинеллеза  в районе не зафиксировано, не наблюдается его признаков и у наших господ браконьеров, значит, просто всем крупно повезло – ветеринарный-то контроль дичина не проходила.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter