И в борьбе с зеленым змием...

У соседей предпочитают ходить в бары, кафе. А у нас культура не та?

У соседей предпочитают ходить в бары, кафе. А у нас культура не та?

Вступили в действие поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Несомненно, самый большой ажиотаж вызвали штрафы за распитие пива и слабоалкогольных напитков в общественных местах. Теперь за это нужно платить штраф в размере от 8 до 15 базовых величин. А если не подействует — последует административный арест.

Ждали давно

Об этих дополнениях говорили еще несколько лет назад. Инициатором выступило Министерство внутренних дел Беларуси. У нововведения было немало сторонников. «Если потребление алкоголя будет на том же уровне, то тяжело сказать, что с нами будет через 15—20 лет, — заявил недавно на пресс-конференции первый заместитель министра Олег Пекарский. — Не будет ли наше общество деградированным?».

Однако и противников данных поправок было немало. «Этот закон вызвал много споров, — сказал председатель Постоянной комиссии Совета Республики по законодательству и государственному строительству Евгений Смирнов на занятиях со слушателями факультета повышения квалификации Института государственной службы Академии управления при Президенте Беларуси. — И по сей день приходят обращения и письма возмущенных граждан». Однако, по его мнению, многими из противников запрета руководит дух противоречия. Евгений Александрович убежден, что поправки очень своевременные, нужные и направлены в первую очередь на защиту молодежи. «Согласитесь: в ситуации, когда 500 тысяч человек в год штрафуют за распитие спиртных напитков в неустановленных местах и из них 30 тысяч — молодежь, нужно принимать серьезные меры», — отметил Смирнов. 

В 2006 году правительство приняло программу по борьбе с пьянством и алкоголизмом, рассчитанную на пять лет. Выполнено немало мероприятий, предусмотренных в ней. Правда, не удалось найти статистических данных за прошлый год. Однако бюро Всемирной организации здравоохранения в Беларуси, ссылаясь на данные 2008 года, привело интересные цифры. Так, количество проданного алкоголя в Беларуси по сравнению с 1991 годом выросло почти в 2 раза и составило 12 литров спирта на человека в год. У нас стали покупать на 21 процент больше водки, в 2 раза больше пива и в 4 раза больше вин, в том числе плодово-ягодных. А с 2005 по 2008 годы общее число страдающих от алкоголизма и алкогольного психоза увеличилось на 10 процентов и составило 193 тысячи человек. Среди тех, кому такой диагноз поставили впервые, стало на 6 процентов больше женщин. Практически все цифры в статистике увеличились. Единственное, что уменьшилось — количество умерших от отравления спиртным (на 0,5 процента). О сломанных судьбах и говорить не приходится…

И кто же берет верх?

С пьянством наше общество борется постоянно. То закручивает гайки, то отпускает их. Не забыты еще 1980-е годы. Вспоминаю рейды с сотрудниками милиции. Помню, как они расстреливали из автоматов цистерны самогонных заводов в болотах. И помню глаза двух мужчин, которые после работы решили распить бутылку вина, забежали в котельную… А в это время туда нагрянула наша рейдовая группа. Им грозил не только штраф, но и увольнение с работы. А у обоих — семьи, малые дети. В итоге их уволили, хотя работники они были, как заметил их начальник, незаменимые. Обижаться они должны прежде всего на себя.

И сейчас правоохранительные органы не дремлют. Но экономисты считают, что укрепление дисциплины на производстве дает экономический эффект максимум 30 процентов. А если устанавливать палочную дисциплину, то вообще может произойти крах. Это актуально и в борьбе с пьянством. Горбачевский сухой закон помог на некоторое время оздоровить обстановку, но вся кампания окончилась неудачей и дискредитацией этого полезного дела.

Не так давно были введены крупные штрафы за управление автомобилем в нетрезвом виде. Кого-то это остановило. Но в судах дел не уменьшилось. Можно, конечно, ссылаться при этом на активность и принципиальность сотрудников ГАИ. Но далеко не всех образумели большие штрафы. Теперь они опять увеличены. Но правонарушитель зачастую не думает о наказании. Он надеется, что пронесет. Так и пьяный, когда садится за руль, тоже надеется, что инспектор его не остановит. В минувшие выходные были составлены десятки новых протоколов.

Введение штрафов за распитие спиртных напитков в общественных местах, вне всякого сомнения, даст определенный эффект. Процесс, как говорится, уже слишком далеко зашел. В центре столицы едва ли не на каждом шагу видишь людей с бутылкой. Часто вечером бываю около универсама «Центральный». Здесь было не пройти из-за молодежи. Как будто хвастались друг перед другом, кто сколько выпьет. Теперь их не видно. Значит, возымел действие запрет. Но надолго ли? Курение тоже запрещено. А курят…

А молодоженам — штраф?

Но уже сегодня возникают некоторые вопросы из-за этого законодательного акта. Притчей во языцех стал вопрос: а можно ли пить на балконах? Оказывается, если это балкон вашей квартиры — можно, но если балкон на две или несколько квартир — нельзя. А будут ли штрафовать в загсах, когда во время бракосочетания молодожены и гости по традиции пригубят шампанское?

Уже не замаскируешь спиртное в бутылку из-под напитка или банку из-под сока. Милиционеры имеют право проверить. Только прилично ли это? Мои коллеги-журналисты на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити мерзли на лыжном стадионе в мороз и холодный ветер. Пронести горячительное было невозможно, настолько тщательно проверяли. «Американцы — тупые!» — подумали земляки и накупили «Фанты» в пластиковых бутылках, развели ее спиртом. Так и грелись. «Тупые» американские полицейские, конечно же, догадывались, что несут в бутылках из-под «Фанты», и видели, что пьют отнюдь не газированный напиток. Однако из чувства приличия не принюхивались и не пробовали на язык. Но так происходит в Америке…

В других странах тоже существуют строгие запреты на распитие спиртных напитков в общественных местах. К примеру, в Латвии можно заплатить 100 лат – около 120 долларов. Но там не так часто увидишь на улицах парней с бутылками пива. У соседей предпочитают ходить в бары, кафе. А в Беларуси культура не та? Да, не та. Только как воспитать людей, если баров маловато. Привыкли к улицам. Вступил закон в силу, а потом стали причитать: не дали поручение торговле открыть большее количество питейных заведений. Как будто они в одночасье открываются. И как будто закон приняли за три дня, а до этого три года не обсуждали его.

Водка всегда найдется

Давно известно, что одними запретами ничего не изменишь. В зимнюю субботу прошлого года в столице был проведен День трезвости. Весь этот день я был в Раубичах на лыжном празднике. Вернулся поздно вечером и в магазин не ходил. Однако в воскресенье подменял своего знакомого-грузчика в продовольственном магазине. До открытия у дверей выстроилась очередь за спиртным. Большинство стоявших в ней спешили похмелиться. Водка и вино продавались быстро, я едва успевал таскать ящики с ними на зал. И где вчера пили, если спиртное не продавали? «Чудак, — объяснили мне, — кто ищет, тот всегда найдет». В любом микрорайоне есть специальные торговые точки, где можно купить спиртные напитки. Правда, продают только своим клиентам. Да и сами продавцы в День трезвости продавали вино, водку и пиво из-под полы и без сдачи. Народ посмеялся над мероприятием. А хозяин магазина подсчитывал убытки. Ведь, как известно, вино, водка и пиво всегда приносят самые большие доходы. «В Болгарии вина производят и потребляют больше, — заметил он, — а пьяных ходит меньше».

И пива у нас производится и потребляется меньше, чем, скажем, в Чехии или Германии. Но там о пивном алкоголизме не говорят. А наши пивовары после введения запретов чешут головы: как реализовать свою продукцию, ведь спрос, несомненно, упадет?

Одиннадцать лет назад в Свислочском районе пожарные пошли в народ. Сначала смотрели на исправность печей, электропроводки. А потом стали уделять внимание группам риска, в том числе пьяницам, бомжам.

— Увидели, что одними запретами, наказаниями проблему пьянства не решишь,— рассказывает начальник райотдела МЧС, подполковник Роман Янович. — Не понимаем порой, в чем дело, почему люди пьют, почему опускаются, становятся равнодушными ко всему. И ведь это не бандиты какие-то, разумные, нередко с высшим образованием. Им нужна помощь психолога. Но часто ли мы к ним направляем таких специалистов?

Когда наказания не действуют

В прошлом году по телевизору показали двух молодых парней, даже по лицам которых было видно, что их побеждает зеленый змий. Ребята решили стать на путь исправления. Летом я неожиданно встретил их в одном из монастырей. В таком месте лезть с расспросами неудобно. Однако узнал, что парни сильно злоупотребляли спиртным. Были и приводы в милицию, и штрафы, и отчисления из училища… Пытались лечиться, однако ничего не помогало. Нашлись люди, которые догадались создать вокруг них обстановку нетерпимости к алкоголю. Попав в нее, ребята и забыли о спиртном. осенью поинтересовался у насельников монастыря об их судьбе. Оказалось, ребята давно уже уехали, и все у них хорошо.

Там же встретил и офицера-афганца. «Все у меня было, — признался он. – И горячие точки, и куча денег, и море женщин. И много вина и водки. На нервной почве запил. Все дисциплинарные меры, принимаемые ко мне, ничего не дали. Да и как они могут помочь, если только больше расшатывают нервы. Решил здесь обрести спокойствие». Не знаю, обрел ли он его. Но уезжал, как мне говорили, совсем в другом настроении.

К сожалению, зачастую борьбу с таким явлением мы перекладываем только на правоохранительные органы. Но у них своя специфика. Штрафы, ЛТП… А какой эффект от ЛТП? Очень многие сразу после выхода напиваются. «ЮГ» писала, как в Гомельской области в первый же день двое освободившихся из профилактория выпили и ограбили на вокзале пассажира. Однако порой польза есть — человека хоть на какое-то время изолируют от спиртного. А наркологи вообще утверждают, что алкоголизм неизлечим. И алкоголик, завязавший со спиртным, в любое время может сорваться.

От того, что мы штрафуем, не становится меньше пьяниц. И количество преступлений, правонарушений, бытовых скандалов на почве пьянства также не уменьшается. В первый же день действия дополнений, 23 февраля, в Минске было составлено 80 протоколов за распитие пива и слабоалкогольных напитков в общественных местах. И это при том, что милиционеры были лояльными в связи с праздником. Конечно, нужно наводить порядок. Потому что пьют пиво на улицах молодые, за которыми наше будущее. Но вопрос в другом: почему они пьют? И почему вместе с парнями, не стесняясь, прикладываются к бутылке девушки? Да, и раньше девушки выпивали. Но это были, так сказать, отдельные представительницы, получившие не самое лучшее воспитание. А теперь пьют вполне благопристойные… Им не зазорно стоять и пить.

Молодежь всегда любит компании. Кто-то собирается на стадионах, кто-то ходит в походы… Сейчас же появился новый имидж: стоять с бутылкой. Для многих пиво — просто атрибут. Опасный атрибут. Такой имидж необходимо разрушить. Одних поправок в Кодекс недостаточно. Нужны усилия не только правоохранительных органов. Наказания – только одна из составных частей кропотливой работы с этим злом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter