И смех и грех «Амнишево»

Как дачники не поделили с фермером им же очищенный пруд

Почему общественное мнение и государственное участие подчас идут вразрез со здравым смыслом

…В последнее время у Александра Скипара проблемы со сном и аппетитом. А тут еще недавно случилась напасть — сломал ногу. Благо что в строю остался толковый специалист и компаньон Евгений Новицкий. Зоотехник, у которого тоже болит душа за пестуемое ими детище, а точнее, крестьянско-фермерское хозяйство «Амнишево». Находится оно в Логойском районе, в 18 километрах от г. п. Плещеницы. В декабре 2007 года решением местного райисполкома земельный участок общей площадью 26,4 гектара передан в пожизненно наследуемое владение Скипару. Это луговые земли, неудобицы, болота, кустарники и ряд водоемов, самый большой из которых площадью 1,55 га. В бизнес-плане Александр Сергеевич конкретизировал перспективы хозяйства, причем по двум направлениям сразу — фермерству и агроэкотуризму. Специализироваться решил на рыбоводстве, животноводстве и птицеводстве, выращивании зерновых культур, заготовке грибов и ягод, производстве рыбных кормов, а также в предоставлении туруслуг. Произведенную продукцию планировалось реализовывать в районе и за его пределами. В планах также было создание 10 рабочих мест. Второе направление деятельности отчасти роднится с первым и выбрано в качестве элементарной подстраховки. Уж больно туго развивается в Беларуси фермерское дело, зависящее то от прихоти небесной канцелярии или равнодушия чиновников, а подчас, как оказывается, и общественного мнения. С последним явлением фермеры столкнулись буквально с первых дней работы.

Но амбициозные планы обязывали компаньонов шевелиться. Сегодня в КФХ «Амнишево» уже отстроены и сооружены уютный гостиный дом, сторожка, сказочный охотничий до-мик, площадка для барбекю с каменной печью, теплица, 2 спортплощадки, 3 туалета, стоянка на 5 машиномест, посажен небольшой сад, завершается возведение бани. Причем все оригинальные постройки — из ценных пород дерева. Одной из первых достопримечательностей хозяйства и ближайшей округи, по замыслам фермеров, должна была стать отреставрированная деревянная каплица 1816 года. Находится этот памятник народного творчества на заброшенном немецком кладбище, ставшем последним пристанищем для владельцев поместья, баронов Фелькехамбов. После восстановления каплицы в ней вновь стали отправлять религиозную службу.

Вроде бы сделано прилично. И это без учета работ по очистке двух прудов, на большем из которых сооружен привлекательный причал. Из-за этого водоема, «сердцевины» КФХ «Амнишево», и вышел весь сыр-бор, растянувшийся на годы и торпедирующий полноценное развитие хозяйства. Ведь на его основе планировалось создание каскада прудов для разведения рыбы. Расположен он в десятке метров от главных построек. В заключении районной санэпидемстанции от 2007 года сказано, что «загрязнение водоема превышает в 2—5 раз допустимые нормы, купаться здесь запрещено, необходимо проведение санитарных мероприятий, т.е. очистки дна и прибрежной зоны». Скипару стоило немалых усилий и средств, чтобы привести его в порядок. После консультации со специалистами для очистки водоема и разведения рыбы было запущено полтонны малька белого амура, толстолобика и карпа. Но все старания предпринимателей оказались напрасны, так как шли вразрез с интересами жителей близлежащей деревни Амнишево и более отдаленной — Засовья. Появились жалобы на самоуправство нежеланных соседей. Вот только несколько наиболее красноречивых выдержек из их обращения в вышестоящие инстанции в 2008 году:

«Гр. Скипар А.С. с первых же дней начал вырубать сосны и ели на берегу озера, возводить сруб в водоохранной зоне, обносить озеро ограждениями. Из-за этого закрыт доступ жителям деревни к лесу, озеру, нет сообщения с жителями деревни, расположенной на другой стороне водоема. Но самое вопиющее — перекрыта дорога транспорту скорой помощи и МЧС». «…Жители двух деревень лишены возможности пользоваться единственным водоемом, находящимся в этом районе. Главной причиной покупки жителями Минска местных ветхих строений являлось озеро. Здесь отдыхали и оздоравливались дети и их родители, внуки. Красота нашей родной белорусской земли должна принадлежать народу, а не одному человеку, независимо от размеров его кошелька…» В конце письма жалобщики настоятельно просили пересмотреть границы выделенного Скипару участка, исключив из него землю, на которой расположено озеро.

По логике вещей, решение райисполкома о «пожизненно наследуемом владении» позволяло Скипару распоряжаться этими землями и расположенными на них прудами. Однако «водоем преткновения» еще нужно было оформить в аренду. Таков закон, и его незнание, как известно, не освобождает от ответственности. Когда фермер понял неправомерность своего положения, предпринял одну, потом вторую попытку оформления его в аренду, но встретил жесткое сопротивление. Примечательным получился отказ райсовета депутатов в 2009 году «из-за несогласия граждан, проживающих в деревне Амнишево». На той памятной сессии по данному вопросу выступила депутат Зеленко, зачитавшая письмо обиженных сельчан, а затем слово было предоставлено одному из владельцев близлежащих к КФХ «Амнишево» дач. Как признался корреспонденту «Р» Скипар, «просто хотелось провалиться под землю, столько грязи было вылито в мой адрес». Фермер пытался тогда аргументировать свою позицию, но слово ему так и не было предоставлено. Между тем она также требует пристального внимания, причем не только по злосчастному водоему.

— До нашего появления в этой местности в 2007 году никому ни до чего не было дела, — рассказывает Александр Сергеевич. — Самый большой пруд из-за его гиблого состояния представлял собой жалкое зрелище. Он на 2/3 зарос травой и камышом, по пояс был заилен, рыба в нем фактически отсутствовала, хотя его и наведывали, возможно, по старой памяти редкие поклонники ухи. Нас также обвинили в том, что перекрыли дорогу транспорту скорой помощи и МЧС. Специально побывал в этих службах, где выдали справки, что КФХ «Амнишево» не препятствует их проезду к деревням. Аналогичная претензия к вырубке леса оказалась блефом. Лесхоз производил его санитарную очистку, чему тоже имеется документальное подтверждение. Были нарекания на небольшой 50-метровый забор, мешающий проходу к озеру. Но ведь в паспорте фермера-застройщика есть пункт, в соответствии с которым до начала построек он должен огородить хозяйство. К тому же даже в этом заборном «аппендиксе» имеются 2 калитки для прохода к водоему. Никого и никогда от него мы не отгоняли, хотя после очистки и зарыбления он, конечно, стал пригоден для купания и рыбной ловли. В один из летних деньков насчитал на его берегу аж 41 рыбака. Мне не жалко, пусть отдыхают, совмещают полезное с приятным. Но я против мытья на берегу автомобилей, постоянного мусора и браконьерства, ловли на электроудочки. А однажды мой племянник вытащил из пруда сети. К слову, «мутить воду» из-за него, кляузничать начали две дачницы, сыновья которых пристрастились здесь браконьерствовать. Припомнили нам даже злую бойцовую собаку, которую мы всегда держали в вольере. Рэм никого не покусал, дважды был лауреатом республиканских конкурсов среди стаффордширов. Видели бы вы его глаза, когда мы выгребали из вольера горсти пулек, выпущенных в собаку отпрысками дачников из пневматических ружей. Да что говорить, если через несколько дней после посадки 25 саженцев треть из них была вырвана с корнем. За минувшие годы какие только районные и областные комиссии нас не навещали, часть из них, разумеется, по наветам дачников. Выполняли предписания проверяющих, даже штрафы платили, хотя не всегда они были, как мне кажется, адекватными. Так, наказали нас рублем (300 тысяч штрафа) за неправильное название строения на водоеме. Оказывается, нужно было обозначить его «причалом», а не «беседкой». Дошло и вовсе до анекдота во время инспекции комиссии по «отстрелянным фермерами лебедям». И надо же такому случиться: в это время на водоеме появилась пара грациозных птиц. Знаете, что заявила проверяющим дачница, накатавшая этот поклеп?! «Лебедей частники из Минска в багажнике машины привезли!» Вот уж действительно, и смех и грех КФХ «Амнишево». Какой здравомыслящий человек и настоящий хозяин истребит такую изюминку своего уголка?! И как вообще в данных условиях можно трудиться?! Приезжал, кстати, в наше хозяйство в 2010 году состоятельный немец. Ему здесь очень понравилось, готов был спонсировать его, но желание быстро угасло, когда узнал о наших затруднениях и преградах…

Справедливости ради скажем, что доставалось на орехи от жалобщиков и проверяющим фермеров. Вот лишь один любопытный «пассаж»: «…В поведении членов комиссии под председательством зав. отделом охраны природы Миноблисполкома Г.В. Федоровой явно просматривались коррупционные действия между должностными лицами Логойского райисполкома, принявшими решение о передаче озера Скипару. Федорова с народом обращалась свысока и пренебрежительно, мол, и озеро не озеро, а самодельный пруд, и земли бросовые, а вырубку деревьев невозможно определить кем и когда…».

Паук с пауком в одной банке не уживется. Хозяева-соседи не могут этого не сделать по определению. Со временем деревня Амнишево нашла общий язык с фермерами, следствием чего стало письменное согласие всех 8 ее жителей на предоставление Скипару в аренду злополучного пруда. Сельчане просто не могли не отдать должное людям, преображавшим на их глазах родной уголок. Расчистили дорогу к деревне, к которой мог проехать только трактор, восстановили колодец, построили большой туалет для грибников и ягодников, обновили католический крест, о каплице сказано выше. Да и в частном порядке фермеры оказывали посильную и бесплатную помощь, кому дровами, кому изгородь обновили, лавку смастерили и т. д. Сейчас Скипар готов разрешить жителям рыбачить бесплатно, «сколько им надо, 2—3 килограмма на человека», да и приезжим за символическую плату. Только бы тут были чистота и порядок, лишь бы не бедокурили.

Но согласия одних сельчан и даже упрямых дачников на дальнейшее становление фермеров недостаточно. Есть у них сложности и глобального характера. К примеру, попытался Скипар оформить кредит в Белагропромбанке, но ему отказали. Нужен солидный залог в виде недвижимости. Но какой нормальный фермер поставит на кон то, что далось потом и кровью?! Понадобился хозяевам КФХ «Амнишево» лес. Но в лесхозе им отказали под предлогом отсутствия фондов и отправили на биржу. Однако этот путь очень дорогой, а по сути, еще одна долговая петля, из которой тяжело выбраться…

На финансовые и ряд других сложностей в становлении фермерства на Логойщине ссылался в беседе с журналистом и первый зампред райисполкома Сергей Левкович. Отказ лесхоза в выделении леса Скипару его удивил. Информацией о глубине проблем его хозяйства он не владеет, потому что всего полтора года в этой должности. Как полагает Сергей Викторович, с общественным мнением надо считаться, но нужно знать диспозиции и иной стороны. Иначе фермерство зачахнет на корню. По данным Левковича, в районе зарегистрировано 36 фермерских хозяйств, реально работают из них 7—8, а отдачу в местный бюджет дает только одно. Причины — общие для всего фермерства, которое в Беларуси живет, а точнее, выживает по остаточному принципу: отсутствие льготных кредитов, проблемы с приобретением техники, с рынком сбыта продукции и т д. Неудивительно, что из 6 тысяч зарегистрированных у нас частных хозяйств лишь немногим более трети остались на плаву. Да и их удельный вес в ВВП Беларуси, равно как и в общем объеме производства основных видов сельхозпродукции, остается незначительным и составляет всего около 2 %. Хотя в развитых странах фермерство является главной движущей силой экономики села. Между тем перед агропромышленным комплексом главой государства на ближайшие годы поставлены масштабные задачи. Их решению должен способствовать и фермерский вклад. Но если он будет таким мизерным, как в Логойском районе, достичь желанных параметров развития АПК будет очень сложно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter