"И развяжет язык молчаливый гранит, И холодное прошлое заговорит..."

Вот уже ровно год бывший дворец Радзивиллов в Несвиже стоит пустым.
Вот уже ровно год бывший дворец Радзивиллов в Несвиже стоит пустым. Безжалостная эксплуатация разрушающегося дворцового комплекса волевым решением наконец была прекращена. Тяжелое положение, в котором дворец пребывал последние годы, сменилось некоторым оптимизмом.

Мы не однажды рассказывали о плачевном состоянии Несвижского замка - бесценного памятника истории и культуры, превращенного в санаторий для тружеников села. Интенсивная эксплуатация шла без отдачи - небогатой "Белмежколхозздравнице" не по карману было содержать 400-летнее здание.

Последний капитальный ремонт во дворце проводился в 1875 году! С тех пор здание лишь косметически подкрашивали.

В некоторые его покои заходить стало опасно для жизни. Дворец погибал на глазах.

Каждый год, приезжая сюда в командировки, мы наблюдали, как разрушаются все новые и новые фрагменты.

Древние стены были испещрены реставраторскими зондажами.

Но, признаться, до конца не верилось в то, что когда-то эти искания энтузиастов обретут серьезную почву...

Теперь (и об этом уже можно говорить с уверенностью) здесь все по-другому. Сейчас во дворце работают строители, реставраторы, полным ходом идут противоаварийные работы.

Возрождение одной из главных в Беларуси архитектурных и исторических ценностей - дворцового комплекса Радзивиллов в Несвиже - теперь забота общая. Разработано и утверждено постановление правительства по реставрации комплекса, выделены первые средства...

В древних стенах вновь закипела жизнь. Работы впереди - непочатый край.

Но это уже совсем нестрашно.

Дворец Радзивиллов нынче являет собой настоящее "раскиданное гнездо". В бесприютной осени он торжествен и жалок одновременно. Словно древняя старуха, примеряющая роскошную, но изглоданную молью старинную шляпу...

Исследования здесь ведутся уже почти пять лет. Кажется, все, что можно было "выжать" из этих старых стен, извлекли на свет Божий пытливые историки и реставраторы. Дворец явил множество забытых, а то и совсем неизвестных своих лиц. Правда, сейчас, когда со стен метрами снят штукатурный грим, здесь царит настоящая разруха.

Как поясняют специалисты, делается это для того, чтобы в точности восстановить подлинный дворцовый облик. "Через пару лет вы его не узнаете, - говорит научный руководитель проекта Сергей Друзчиц, - настоящим красавцем станет". Зондажи, по словам изыскателей, опасности для замка не представляют. Кроме того, сейчас проводятся необходимые противоаварийные мероприятия, чтобы грядущая зима не причинила ущерба открытым дворцовым стенам.

Здесь стало необыкновенно хорошо. Тихо. Почти волшебно. Жаль, что пустые залы замка закрыты для общего доступа, и наши читатели не увидят этого завораживающего покоя своими глазами. Впрочем, уже через год-полтора первая очередь - надбрамная башня и северный и западный дворцы - будет открыта для посетителей. Все, кто сейчас работают в замке, на это очень надеются.

Здание наконец обрело некие исторически оправданные формы. Особую ценность представляют открытые в этом году подземные ходы. В отличие от насквозь промокшего дворца, его подземелья оказались сухими и хорошо сохранившимися. Конечно, легендарного туннеля, по которому ездили кареты из Несвижа в Мир, не нашли. Зато открыли достаточно длинные, извилистые подземные коридоры. Впрочем, как утверждают исследователи, даже через сто лет изысканий не будут обнаружены все подземные ходы и сооружения замка. Дело в том, что схема их по многим причинам была документом особой секретности. Знали ее лишь ординат города да его управляющий. А каждое новое поколение Радзивиллов добавляло все новые подземные лабиринты и комнаты. Сколько их на самом деле - доподлинно вряд ли когда-нибудь станет известно. Сейчас от греха подальше даже уже известные ходы закрыли. Мало ли энтузиастов найдется - ищи их потом в необъятных несвижских подземельях...

Впрочем, и наземные работы принесли немало интересного - пока искали подлинную дорогу, соединявшую городскую ратушу с замком, она есть на древних гравюрах, очередной клад откопали. Об этой нечаянной радости "СБ" совсем недавно рассказывала.

Впрочем, клады в Несвиже - явление обыденное. Краеведы шутят, что город до сих пор стоит на золотом фундаменте. И дело здесь не в мифических золотых апостолах, которых уж почитай 200 лет все ищут, а в том, что все в городе жили сытно, зажиточно. Когда под снос идет старый несвижский дом, непременно из своей фундаментной толщи являет чью-то "хованку" на черный день. Большинство из найденных в городе кладов будет представлено в будущих музейных экспозициях замка.

Немало нашлось охотников поискать сокровища и в опустевшем дворце. Причем отнюдь не исторических ценностей многие алкали. Когда замок передавали на баланс музею-заповеднику "Несвиж", многим его сотрудникам пришлось самим заступать на ночной дозор в замок - пока не была организована централизованная охрана. Находились охочие до оставшихся полезных мелочей - от лампочек до оконных щеколд. Но по сравнению с тем нашествием мародеров, которое было после выдворения Радзивиллов, нынешнее выселение прошло спокойно. Впрочем, выносить-то по сравнению с 30-ми, почти нечего: аутентичных вещей почти не осталось.

Вопрос аутентичности, пожалуй, один из самых больных. Уже сейчас ведутся споры о том, чем заполнить будущую экспозицию, ведь из подлинных радзивилловских вещей до наших дней "дотянули" лишь два более-менее достойных экспоната. И только потому, что унести их было непросто. Это уникальный музыкальный бильярд, который сейчас на реставрации, да картина на потолке над центральной лестницей - "Богиня Леда и шесть амуров". Во время войны, когда в замке располагался госпиталь летчиков Люфтваффе, немцы пытались ее снять. Не получилось. Тогда они со злости расстреляли Леду из автоматов. На старом холсте отчетливо видны следы очередей.

Что же касается залов, то в более-менее первозданном виде (то есть в состоянии, поддающемся восстановлению) сохранилось лишь два - дубовый, с камином, и ореховый. Несколько десятилетий панели из двухсотлетнего мореного дуба безжалостно мазали комковатым лаком санаторские завхозы. А вот в ореховом зале кто-то поработал более основательно: сохранились только нижние панели - верхние примитивно расписаны под орех.

Впрочем, не все так уж удручающе. Все же дворец приоткрыл немало подлинного. Почти в каждом зале есть закрашенные фрески. Правда, об их ценности и содержании пока можно только догадываться - зондажи приоткрыли старинные картины лишь на несколько сантиметров. Но и уже найденное дает основания надеяться, что дворец все же преобразится и из "совкового" санатория барочной архитектуры вновь превратится в европейскую резиденцию древнего рода.

Над входом под штукатуркой обнаружены гранитные плиты с латинскими фразами. Содержание их, правда, пока загадка. Для того чтобы понять смысл, необходимо в совершенстве владеть латынью. Осилили только цитату над входом в Каменицу (одно из зданий дворца, где прежде несла дозор охрана): "Не будешь кормить своих - станешь кормить чужих"...

* * *

Во дворце пусто и гулко. Шаги разносятся далеко по коридорам. Меня все преследуют страх и одновременно подспудное желание отстать и заблудиться. Из романтических раздумий вырывает чей-то голос. Это научный руководитель Сергей Друзчиц с упоением рассказывает обо всем, что уже удалось расчистить. Проходим анфиладу небольших симпатичных комнат.

- Это покои княгини, - поясняет Сергей Александрович, - с другой стороны здания, в зеркальном отражении, точно такие же покои князя.

В каждой половине - выстроенные в анфиладу три большие комнаты и собственная маленькая капличка. А между ними - дверца, соединявшая две зеркальные половины этажа. Такая маленькая, что пройти можно, только низко поклонившись. Не одно десятилетие уж заветная дверца не открывалась - рассохлась от времени. Или, скорее, от царящего здесь безвременья.

В этом пустом и запыленном строительным мусором дворце стала проявляться подлинная прелесть. Первым делом были убраны перегородки, построенные для создания санаторских палат. Во дворце опять просторные залы, а не каморки в два квадратных метра. О бывшей колхозной здравнице напоминают только жуткие обои "в цветочек" и выщербленный, вздыбившийся паркет.

Говорят, в просторных дворцовых залах вновь появились шорохи - сторожа уверяют, что слышат по ночам шаги и скрипы. Быть может, сюда вернулись истинные обитатели замка в бестелесных своих образах. Так или иначе, здесь больше нет запаха кислой капусты от санаторского общепита, въевшегося, казалось, в сами стены. В старинных залах больше не сушатся носки и майки отдыхающих, а в маленьком магазинчике с романтическим названием "Марыся" (в честь старинного замкового парка) больше не торгуют дешевым спиртным.

Жители Несвижа связывают с возрождением замка большие надежды. Рабочих мест здесь немного - промышленности в городе нет. Классический туристический городок с огромной емкостью трудовых ресурсов, со множеством людей, готовых работать в туриндустрии. Фаина Вацлавовна, торгующая с лотка фруктами, сказала об этом незатейливо

: - Мои предки всегда во дворце работали. Город наш не одно столетие жил с дворца. Так было и так должно быть. А если дворец умрет, и нам здесь нечего делать будет. За последние 200 лет в этом вопросе мало что изменилось...

Сейчас в замке видны все срезы времени. На стенах по 6 - 7 слоев краски, из-под облезлой побелки стыдливо выглядывают фрески. И можно только догадываться о том, что откроется реставраторам в ходе работы. Потому нет и четких сроков завершения всей реставрации: в таком деликатном и штучном деле не может быть темпов и соцобязательств.

Наверное, он станет очень красивым после реставрации. Старинный замок, дворец, казарма, госпиталь солдат Люфваффе, колхозный санаторий. Те, кто сейчас трудится над его обликом, обещают быть правдивыми - каждый зал сохранит те черты, которые донесло время. Не будет приторной стилизации и сладкой ретуши. На "Леде" после реставрации оставят следы автоматных очередей, а на старинных печах - голландские изразцы с автографами отдыхающих. Ведь все это - тоже страницы истории замка. И даст Бог - не последние...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter