И прутик превращается...

Нынче в «Городе мастеров» правит бал лозовый прут. Сечь им никого не будут, а вот удивлять – сколько угодно!  

Секрет жизненный силы народного мастерства, пожалуй, кроется в генетической памяти поколений и естественном стремлении человека к своим корням. Главный художник Витебского областного научно-методического центра народного творчества, председатель Витебского областного отделения Белорусского союза мастеров народного творчества Нина ФЕДОРИСТОВА стояла у истоков рождения «Города мастеров» на «Славянском базаре». Она знает об особенностях ремесла практически каждого народного мастера.

– Нина Леоновна, как зародился этот легендарный проект, столь полюбившийся витебчанам и гостям города?
– Проект «Город мастеров» даже старше Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске». Это детище Витебского областного научно-методического центра народного творчества, замысел знатоков традиционных ремесел Поозерья моих коллег Тамары Николаевны Зубаревой и Людмилы Владимировны Вакар. Первый широкомасштабный «Город мастеров» проходил в Витебске в 1988 году во время Фестиваля польской песни. С тех пор он становился все более разнообразным, насыщенным. Свое искусство демонстрировали и мастера России, Украины, Молдовы. Участники проекта – действительно «звезды» традиционного народного искусства: соломоплетения, лозоплетения, резьбы по дереву, ткачества, вышивки, кружевоплетения, гончарного, кузнечного дела.
В «Городе мастеров» мы практикуем и выступления народных музыкальных коллективов, всевозможные батлейки, демонстрации процессов изготовления ремесленных изделий. Например, ткачество поясов на станках, обжиг посуды в гончарной печи. В «Городе мастеров» можно не только посмотреть и купить оригинальные ручные творения, но и попробовать блюда по старинным национальным рецептам, услышать звуки древних музыкальных инструментов.
– Кульминацией «Города мастеров» стали конкурсы среди участников, которые обычно посвящены определенному виду творчества. Чем удивят нас мастера нынче?
– Большой резонанс в свое время получили конкурсы, в которых принимали участие мастера и из других областей Беларуси: «Матчыны кросны» среди ткачих, «Дерево жизни» среди мастеров резьбы по дереву. Кстати, белорусское слово «кросны» не имеет русскоязычного аналога. Ткацкий станок – это словосочетание с другим языковым оттенком, согласитесь. Когда к нам приезжают зарубежные гости, они с восторгом воспринимают наши сохраненные традиции, аутентику Поозерья. Особенно отличаются в сохранении традиций ткачества наши мастера Лепельского дома ремесел.
Некоторые конкурсы уникальны. Например, по «маляванке» – так назывались в нашем регионе изделия с народной росписью на полотне. Изображения букетных композиций, садовых и полевых цветов в середине ХХ века можно было встретить в каждом доме.
В прошлом году в «Городе мастеров» проходил областной конкурс по соломоплетению. А нынче решили показать свои таланты мастера по лозоплетению.
– Союз мастеров Беларуси объединяет людей с удивительными судьбами. Их поистине золотые руки творят чудеса. Какие из старейших ныне здравствующих мастеров имеют своих последователей, создали свою школу ремесла?
– В Витебске живет Адам Кравчук, народный мастер Беларуси по лозоплетению, участник первого фестиваля. Он опекает молодых мастеров, консультирует.
Мастер освоил спиральную технику плетения, одну из старинных.
В Глубоком жил кузнец Александр Сергеевич Дубина, который прославился оригинальной ковкой оград и решеток, принимал участие в первом «Городе мастеров». Его дело продолжил сын Денис.
В Городке Марина Гущо освоила тонкое ажурное ткачество. В агрогородке Германовичи Шарковщинского района муж и жена Анна и Сергей Рымдёнки открыли филиал районного Дома ремесел. Учат детвору и взрослых ткать покрывала, половики, пояса, лепить и обжигать горшки и кувшины. Мы особенно ценим, когда мастер изучает местные особенности народного творчества и распространяет их.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter