Всего на отливку скульптуры воина для Ржевского мемориала уйдет около 80 тонн бронзы.
...Посмотреть на процесс собралось не менее 200 журналистов из самых разных СМИ — от ведущих федеральных телеканалов до местной «Ржевской правды». А посмотреть было на что! Здоровенные мужики в камуфляже, масках и респираторах «колдовали» вокруг печи, напоминавшей большую бочку, поставленную горизонтально. Они забрасывали в нутро бочки бронзовые болванки, а когда металл превращался в жидкую огнедышащую массу, сливали ее в огромное «ведро», из которого затем разливали металл в приготовленные формы. Когда бочка пустела, процесс повторялся.
— Для художественного литья требуется материал специального состава, удобный в обработке, — рассказывает управляющий литейным производством мастерской Алан Казиев. — В основе сплава — медь (75 процентов) и различные добавки. Всего на отливку скульптуры уйдет около 80 тонн бронзы...
Автор скульптуры Андрей Коробцов раскрывает сложную многоступенчатую технологию создания форм для отливки. По его словам, в московском регионе мало мастерских, способных потянуть столь масштабную работу. Одна из них принадлежит Александру Рукавишникову. Бронзовая фигура вместе с каркасом будет весить 200 тонн! Как заверил скульптор, несмотря на масштабы и вес, «наш воин будет как бы парить над землей, поддерживаемый стаей белых аистов».
— Какая часть скульптуры самая сложная для отливки? — спросил я у Андрея.
— Пожалуй, журавли, — ответил Андрей. — Если детали верхней части воина отливаются как бы с одной стороны, то журавли с внутренней и внешней.
Но до журавлей пока еще далеко, сейчас заканчиваем голову и фигуру до пояса, они отлиты примерно на 70 процентов. Вы не поверите, но я узнаю каждый из отлитых фрагментов, знаю, какой части общей фигуры она принадлежит. Впрочем, все отлитые куски с обратной стороны пронумерованы, чтобы не только я, но и рабочие, которые будут собирать фигуру, «узнавали» их. Отливку планируем закончить до конца года.
Каждый отлитый фрагмент будущей скульптуры Андрей Коробцов «знает в лицо».
Вместе с журналистами в Солнечногорск приехал и Госcекретарь Союзного государства Григорий Рапота. По его словам, осмотрев мастерскую, он испытал сильные чувства:
— Мы отслеживаем все этапы создания Ржевского мемориала и осуществляем своего рода общественный контроль за тем, как процесс движется. Мне было чрезвычайно интересно своими глазами увидеть технологию отливки и попытаться представить, как будет выглядеть воин в бронзе. Впечатления очень яркие, а профессионализм людей, которые здесь работают, вызывает восхищение!
— Григорий Алексеевич, — спросил я, — ваш отец воевал подо Ржевом. Что он вам сказал, когда увидел макет будущего мемориала?
— Был очень растроган, поскольку никак не предполагал, что та идея, которую он озвучил года три назад, может так скоро воплотиться в жизнь. Отцу сейчас 97 лет, и ему очень хочется дожить до того момента, когда памятник будет открыт. Я думаю, так оно и будет.
— Первый вариант скульптуры воина, представленный мной и Константином Фоминым жюри, был, как мы сейчас понимаем, провальным, — признался «СОЮЗу» Андрей Коробцов. — Мы пошли по проторенной дорожке — ударились в ненужный пафос. И жюри сразу почувствовало это. Конкурс решено было продлить с лаконичным пожеланием: «добавить души».
Когда я попросил Андрея показать альбомы с эскизами, которые демонстрировали тот путь, который «прошагал» их солдат от первых набросков до окончательного варианта, то услышал неожиданный ответ:
— А никаких альбомов не было! — восклицает Андрей. — Осеняло нас в самых неожиданных местах, а эскизы набрасывали буквально на клочках бумаги — я рисовал свое, Костя — свое. Потом сходились и отбирали стоящее... В результате появились вот эти журавли, а шинель сменила гимнастерка с накинутой на плечи плащ‑палаткой. Несколько раз кардинально перерабатывался и постамент...
— У нашего воина главное все же лицо, над ним тоже пришлось серьезно повозиться, — продолжает Андрей Коробцов. — Мы хотели, чтобы взгляд солдата проникал в души людей, когда они придут поклониться павшим героям.
— Вы лепили с конкретного человека?
— Нет, лицо солдата — это собирательный образ...
...Когда макет воина в человеческий рост был утвержден, работы перенесли в огромный ангар на окраине Москвы. Из особой голубой глины изваяли полномасштабную фигуру. Даже в ангаре площадью 800 квадратных метров и высотой пятнадцать ее пришлось разделить на три фрагмента. Когда был готов первый из них — голова и грудь солдата до пояса — уже можно было ощутить весь гигантский размер монумента. Голова практически упиралась в своды цеха, и человек, стоящий рядом, ощущал себя лилипутом. Понадобилось 100 тонн глины, чтобы вылепить полномасштабную фигуру!
— Для сравнения: в ширину наш воин будет таких же размеров, как в высоту великий князь Владимир, установленный на Боровицкой площади! — говорит соавтор Андрея Коробцова архитектор Константин Фомин.
На мой вопрос, какая судьба ждет глиняную фигуру солдата, последовал ответ:
— Увы, при формовке от нее ничего не останется.
К СЛОВУ
За спиной два года кропотливого труда. В мае 2018 года проект скульптора Андрея Коробцова и архитектора Константина Фомина победил в международном конкурсе, который длился около года и был организован Российским военно‑историческим обществом, Посткомом Союзного государства и Министерством культуры РФ. В конкурсе участвовали 19 работ художников из России и Беларуси. Торжественно открыть мемориал планируется 9 мая 2020 года — в день 75‑летней годовщины Великой Победы.