И на дуде игрец

В составе необычного белорусского ансамбля «Классик–Авангард» — только солисты. Так бывает...

В составе необычного белорусского ансамбля «Классик–Авангард» — только солисты. Так бывает...


Музыканты ансамбля солистов «Классик–Авангард» Белорусской государственной филармонии расселись по местам, но инструменты в руки взяли только несколько человек. Дирижер и оставшиеся музыканты — скрипач, виолончелист, трубач — вдруг ударили в ладоши, за ними начал ритмично хлопать зал, и только тут вступили струнные...


— А это было пожелание автора — чтобы дирижер повернулся к публике лицом и предложил ей хлопать, — говорит руководитель ансамбля, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Владимир Байдов. — В партитуре было написано: начинает мандолина, а остальные музыканты оставляют инструменты и стучат руками — кто по пюпитру, кто по столу. У американца Джона Кейджа, между прочим, есть даже камерная вещь, где для каждого музыканта написана партия — кто бьет по книге с твердой обложкой, кто – по мягкой, кто еще по чему...


— Ну полный авангард. Но у вас в названии есть еще и слово «классик».


— А мы играем музыку от XII и до XXI века. Что же касается названия, то тут помог случай. Это был 1991 год, мы, еще просто Камерный ансамбль Республики Беларусь, вернулись с гастролей, и я вижу в Минске афишу: авангардная музыка, играет ансамбль «Классик–Авангард» и с ним выступает шведский поэт, польский поэт... Оказалось, один мой приятель решил собрать такую авангардную программу, включить нас в нее и, чтобы не писать официальное название, взял и придумал такое — короткое и броское.


— В вашем «ансамбле солистов» всего 16 музыкантов...


— Такие компактные ансамбли, в которых есть по одному все инструменты симфонического оркестра, появился в Европе не более ста лет назад. В таком ансамбле и музыканты должны иметь мастерство солиста и участвовать в оркестровой игре.


— Как вы отбираете своих мастеров?


— Обращаю внимание не только на владение инструментом, но и на коммуникабельность человека, его склонность к сотрудничеству, гибкость. Ведь жанр наш — музыка для небольшого смешанного состава — еще молодой, играть в его рамках в консерваториях не учат, нашим музыкантам приходится приобретать много новых навыков. Работа у них, лауреатов конкурсов, выпускников лучших учебных заведений России и Беларуси, скрупулезная и трудная.


— А у молодого жанра есть сегодня в Беларуси молодые авторы?


— Сегодня многим современным композиторам интересно работать в этом жанре, где есть и духовые, и струнные, и ударные, и рояль. Мы играем не только Стравинского и Малера, но и много музыки, написанной специально для нас молодыми белорусскими композиторами.


— Вы открываете новые имена и в прошлом белорусской музыки, того же Станислава Монюшко.


— Не побоюсь этого слова, но мы, вполне возможно, по–настоящему открыли миру этого белорусского музыкального гения. Монюшко родился под Минском и, пока не уехал в Вильно, написал тут семь опер, а из его музыки не игралось до последнего времени ничего, кроме двух–трех арий. Мы играем и записываем Монюшко, а одну из его опер, «Лотерею», реставрировали и даже поставили в Минске три года назад.


— Авангардная музыка многим кажется трудной для восприятия. Как можно помочь публике понять ее?


— Помогает тщательная, продуманная устроителями концертов подготовка. Ты подсказываешь человеку ход мысли, рассказываешь ему историю произведения, и у него включается воображение, и музыка превращается в живую картину. В «Библейских сценах» Виктора Копытько уже название частей — та же, «Суламифь» — говорит слушателю, о чем идет речь, и тот легко начинает мыслить образами композитора.


— А на концертах «Классик–Авангарда» звучат еще и стихи...


— Да, в некоторые свои сложные вещи мы включаем, посоветовавшись с авторами, поэтическое слово, подбираем стихи, которые помогают подавать эту музыку, раскрывать ее содержание. Например, два года назад к юбилею Владимира Короткевича мы организовали проект «Апостал» — артисты на концертах читали его стихи с нашим аккомпанементом. Мы проводим на концертах выставки современных художников — публике бывает интересно воспринимать музыкальные образы через живопись. Иногда на наших концертах даже танцуют профессиональные артисты: чем больше информации публика получает, тем ей проще будет воспринять нашу музыку.


Андрей Васянин


vasianin@rg.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter