Почему в ведущих театрах республики мало ставят своих авторов?

И хруст французской булки

О домашнем театральном искусстве

Раньше бывало: приходишь с охоты, скидываешь ботфорты, камзол — в чистку, куропаток — кухарке, а сам со стаканчиком медовухи усаживаешься у потрескивающего камина греться. Знаешь, вечером в твоем родовом замке (фольварке, поместье, садовом товариществе — нужное подчеркнуть) будет дано представление. Приглашенные артисты за фунт табака, головку душистого сыра и пару медных грошей разыграют для тебя и твоих домашних любимцев приятную романтическую оперетку или водевиль. Прямо здесь, в саду дома, на расстоянии вытянутой руки.


Такой домашний театр овеян флером романтики и чистоты, и нам, детям циничного технократического века, все время хочется туда вернуться, повернув мрачные воды реки Леты вспять. Недавно все желающие могли почувствовать себя детьми века девятнадцатого. В Минске прошла премьера оперы Станислава Монюшко Verbum Nobile («Слово чести»). Ее показывали во Дворце культуры профсоюзов, и для такого локального театрального события зал был довольно полон. Кто бы мог подумать, что в нашем театральном террариуме затаилось столько любителей старины.


Премьеру устроил некий камерный музыкальный театр «Галерея» совместно с музыкальным домом «Классика». Постановку осуществила молодой режиссер Елена Медякова. Дирижером выступил известный по работам в минском Большом театре молодой дирижер Иван Костяхин, который, как мне кажется, давно созрел для работы с большим музыкальным материалом, но опытные коллеги его от такого стресса упорно оберегают.


Сыграли небольшую одноактную оперу легко и ритмично. Камерный оркестр сидел тут же — на сцене. Запомнились молодые солисты Галина Дубицкая и Артем Хомиченок. Любовь они играли с нужными придыханиями и приличествующими моменту вздохами.


Но сидя в зале, все–таки не мог отделаться от вопроса. Если до сих пор ни одна опера родившегося в Беларуси композитора не идет ни в Большом, ни в Музыкальном театре, разве можно утолить голод меломана этим пусть и прилежным, но все–таки камерным исполнением? Может, к популяризации своего музыкального наследия мы опять подходим не с той стороны и вместо парадной двери пытаемся влезть к себе в дом через замочную скважину?


Я вовсе не против домашнего театрального искусства. Есть любители проходить через игольное ушко, радетели малых форм. Но силы, которые уходят на эти попытки восстановить декоративный исторический антураж, можно было бы потратить на что–нибудь другое. Все хорошо в свое время. И, например, спектакль Купаловского театра «Театр Уршули Радзивилл», реконструирующий камерные театральные вечера в средневековом Несвиже, спасает налет большой иронии постановочной группы. Но не у всех этого юмора хватает. Такие постановки не требуют больших декораций, сыграть их может оркестр в 8 — 9 человек. Но мне бесконечно горько тратить свой зрительский век на малые формы. Я хочу простора, а не рассматривать происходящее через увеличительное стекло.


Большой театр тоже не остается в стороне от моды на «уютные» спектакли. Недавно он замахнулся на две комические оперы «Директор театра» Моцарта и «Сначала музыка, потом слова» Сальери. При том, что в репертуаре уже идет комическая опера Доницетти «Рита, или Пиратский треугольник». Зрелище тоже довольно забавное, но все–таки на любителя. Устрицы и ананасы в шампанском, но никак не основное блюдо.


Скорее всего, обращение к камерным вещам продиктовано сегодня не столько жаждой познания, сколько непростой финансовой ситуацией в отдельных коллективах. А вещицы, согласимся, придают некую иллюзию движения. На афишу, им посвященную, требуется определенное количество типографской краски. И глядя, как она сияет на тумбе в лучах июньского солнца, действительно покажется, что театральная жизнь у нас есть. Но эти ручейки камерного театра никогда не сольются в общую бурлящую реку, а так и останутся просто симпатичными виньетками, тешащими самолюбие исследователей старины и импозантных спонсоров. Не превращайте театр в музей — хочется мне им сказать. Хватит корпеть над пожелтевшими нотами Монюшко, Огиньского, Моцарта или Глинки. Дайте заказ молодому композитору, и он напишет вам хорошую современную оперу, отвечающую дню сегодняшнему. Иначе можно потерять почву под ногами и нарушить музыкальную связь времен.


Добрый зритель в 9–м ряду.

 

Советская Белоруссия №105 (24242). Вторник, 11 июня 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter