И душа с душою говорит

Книжный навигатор

Мiра Лукша. Пад знакам Скарпiёна. Беласток, 2011.


Честно говоря, не знаю, насколько просто эту книгу купить в наших магазинах, но все же хочу о ней рассказать, чтобы вы имели более полное представление о панораме современной белорусской литературы. Потому что ее автор живет в Белостоке, где действует белорусское литературное объединение «Белавежа», выходит газета на белорусском языке «Нiва», в которой Мира Лукша и работает много лет. Пару лет назад наша газета публиковала интересное интервью с Мирославой. Советую познакомиться и с ее поэтическим творчеством, в котором соединяются и белорусская литературная традиция, и европейская. В стихах нет пафосных слов любви к Беларуси, но есть эта любовь: «Мая душа гаворыць з вашай у белай хмары над Падляшшам». Есть отзвуки народной мифологии, в которой посреди дороги вырастает камень, «узрушаны пяшчотай бязжарснага неба», «шэрая птушка слядок за слядком ступае па пяску памяцi», а «на выветраным кургане» закапывается «прарослае зерне, выгрэтае пад языком». Есть вглядывание в этот мир поэта, который видит, как «харугвы дрэў асеннiх хiляцца пад ветрам» и «цiха ў вянок плятуцца арэшнiк, валошкi, рамонкi»... В лаконичных стихах предельная сконцентрированность образов, потому что все так же мучает противоречие между задуманным и произнесенным:


калi напiшаш апошнi верш

убачыш што лiтары як сухастой

хочуць паказаць табе i iншым лес

чорнай ссохлай азбукай галiн...


Магистральными образами сборника я бы назвала дом, дерево, сад, траву... Поэтесса говорит о себе, что она — из «пущанских людей», выросла там, где Беловежская пуща, и в ее стихах есть чувство единства со всем живым, как у Уолта Уитмена. Лирическая героиня может напиться слезами травы и слышит мечту дерева — пойти туда, откуда исходят реки и облака. Добавлю, что сборник издан при поддержке Культурного центра Беларуси при посольстве нашей страны в Польше.


Ролан Быков. Я побит — начну сначала! Дневники. АСТ, Астрель, 2011.


Общение с людьми такого масштаба, как Ролан Быков, — большая удача, и выпадает она не каждому. Но благодаря этому увесистому тому мы можем пообщаться все равно что вживую — потому что здесь собраны дневники и записные книжки мастера за много лет. Подготовила «тетрадочки», как любовно называл их автор, к печати его жена Елена Санаева. А начал он записывать в 15 лет, в эвакуации. Здесь и бытовые зарисовки, и записи о работе, и подробный анализ ролей и сценариев, и серьезные статьи — о детском кино, о народной мифологии, о классической литературе... Это дневники человека, который всегда был готов побежать кому–то на помощь и идти на риск, отстаивая художественную правду. Много и стихов автора. Отдельный интерес для нас — эпизоды о работе с белоруской киностудией, не всегда лестные для минчан. Ролан Быков собирался ставить у нас фильм «Андрей — всех добрей», вы прочитаете о сценарии, о перипетиях, связанных с пробиванием постановки... На простом сказочном сюжете Быков выстраивает сложное философское произведение. Но фильма не увидите. Не состоялся. Необычайно интересно читать, как рождались такие шедевры, как роль Башмачкина в фильме «Шинель» или Айболита в «Айболите–66», или как снимался и пробивал дорогу к зрителю фильм «Чучело». Можно заглянуть в закулисье, где многие известные персоны предстают отнюдь не в гламурном виде. По записям видно, сколь требователен к себе был Ролан Быков, как трудно появлялись роли — вряд ли сегодняшние «сериальные звездочки» так глубоко погружаются в характер и историю своих героев. Не всегда развернутая публикация подобных записей идет на пользу памяти автора. Но здесь остается ощущение встречи с личностью целостной, многосторонней и, безусловно, талантливой.


Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter