И дольше века длится долгострой

Средняя школа N 8 в Могилеве поистине историческая.
Средняя школа N 8 в Могилеве поистине историческая. Тем, кто пошел в нее новенькую в первый класс, сейчас под 70. Здание было возведено в первой половине прошлого века, до войны - в 1938 году. Можно сказать, патриарх народного образования проектной мощностью на 440 учеников ни разу не подвергался капитальному ремонту и обветшал к 1960 году: к этому времени относятся первые обследования классов и коридоров, в результате которых констатировалось, что аварийные помещения далее эксплуатировать невозможно.

Было решено строить новое здание СШ N 8 на улице Первомайской. Стройплощадка ожила аккурат на переломе времен - в 1991 году. К тому периоду относится появление железобетонного каркаса, междуэтажных перекрытий. Однако благому начинанию с почти мистической настойчивостью препятствовали неблагоприятные обстоятельства: как будто цифра "8" таила в себе некое проклятие, хотя суеверие и отказывает ей в зловредности, свойственной, например, цифре "13".

Загвоздка была в цифрах, характеризующих объемы финансирования. Поначалу они были недостаточны, а к 1996 году иссякли вовсе и не возобновились в следующем. И без имеющегося заключения института "Могилевгражданскпроект" было понятно (любому, кто заглянул за забор долгостроя), что портились "элементы конструкции" и приходили в негодность завезенные стройматериалы. Так оно и тянулось: ни детям школа, ни строителям работа, ни городу честь. Пока не было решено окончательно, что за 1999 - 2000 годы школа будет-таки возведена!

Между тем наступила эпоха акционерных обществ, банковских кредитов и процентов по ним. Однако и рыночное оживление в экономике не пошло на пользу исторически злосчастному объекту. То есть живости как раз хватало, изобретательности и даже изощренности, но все как-то во вред обязательному среднему образованию. ОАО "Строительный трест N 12" получил, например, кредит в 5 миллионов рублей: более 2,7 из них - на стройматериалы для СШ N 8, а свыше 2,2 - на возведение жилого дома по улице Криулина. С июня 1999 года все затихло и на стройплощадке жилого дома, зато проценты за кредит в 5 миллионов относились только на объект "средняя школа N 8". Так на него списали почти 800 тысяч рублей.

Почему такое предпочтение? В этом разбирался Комитет госконтроля Могилевской области. Задачка, впрочем, не сложнее, чем про бассейн, в который вливалась и из которого вытекала вода. Сам кредит и проценты за кредит на школу погашались за счет средств республиканского бюджета, что еще раз подтверждает: образование в стране остается народным. Но в окружающей его стихии рыночных реалий... Стихия и диктовала тресту модель поведения: расплачиваться государственными деньгами там, где следует прибегать к собственным финансам акционерного общества. Понятно, что вольности эти противоречат действующему законодательству, соответствующему постановлению правительства, которые регламентируют все тонкости отношений в системе ОАО - державная казна.

На тонкости стройтрест не обращал внимания: стройматериалы, купленные якобы для школы, по сути, на деньги налогоплательщиков, перебрасывались на другие объекты. Деньги за стройматериалы, пущенные не по назначению, не возвращались в республиканский бюджет. А в целом - что куда передавалось, как пересекались, переплетались и сливались ручейки различных видов финансирования - даже очень опытные контролеры выяснить до конца не смогли, потому что учет отсутствует.

Итого: примерно за 2 года на объекте "средняя школа N 8" объем выполненных работ составил 24 процента к его сметной стоимости.

Постановлением Совмина на "заколдованную" школу выделено на 2000 год 36 миллионов рублей. Из них освоили чуть более 1 миллиона, поскольку основная сумма (27 миллионов) поступила на счет управления капитального строительства Могилевского облисполкома (и генеральному подрядчику соответственно) только в ноябре. Вскоре наступило новое, третье тысячелетие.

Строительство средней школы по улице Первомайской города Могилева продолжается. Могилевскому облисполкому предложено обеспечить контроль за возведением объекта.

Возможно ли, что сочетание строгого учета и контроля с рыночными реалиями даст все-таки желанный результат? Быть может, много позже, придя в свою родную восьмую, ребята будут изучать ее историю - в качестве яркого примера мучительной трансформации общества, экономики и государства...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter