И больше века длится тень

В жизни все взаимосвязано.
В жизни все взаимосвязано. Иногда тени прошлого становятся кошмаром дня сегодняшнего...

Об этом еще Хемингуэй хорошо сказал. Помните его слова о колоколе, к которому должны прислушаться мы все? Сегодня таким тревожным колоколом для мира является Ближний Восток. И это не высокие слова.

...Обычный житейский случай столкнул меня с людьми, для которых Ближний Восток не абстрактная зона конфликта, а родной дом. В кабинете профессора стоматологии я познакомилась с его иностранными студентами из Ливана, которые заканчивают ординатуру и скоро отправятся практиковать на родину. Один из них сказал мне: Хотим дома работать и жить так же спокойно, как и здесь. Но... Мне кажется, у нас на Ближнем Востоке никогда не будет мира. Арафат слишком многого хочет...

Интонация безнадежности в голосе этого человека поразила меня. Впервые подумала о Ближнем Востоке не с точки зрения геополитических интересов, а просто поставила себя на место этого ливанца...

Ближневосточное урегулирование длится годами. Но нынешней осенью арабо-израильский конфликт разгорелся с новой силой. Где тут причины, а где следствие? Чего хочет тот же Арафат, лидер палестинцев, а чего - Израиль? Об этом не каждый из нас имеет ясное представление.

Посол Израиля господин Пелед-Флэкс, выступая в Академии управления при Президенте Республики Беларусь перед слушателями отделения дипломатии и международных отношений (к числу которых принадлежит и автор этих строк), говорил о стремлении своей страны к миру.

Пользуясь случаем, я заручилась согласием господина посла донести состоявшуюся беседу и до читателей СБ. Это тем более необходимо, что оперативные репортажи, как телевизионные, так и те, которые черпают мои коллеги из недр Интернета, - в массе своей ничего не объясняют. В лучшем случае это сиюминутная картинка, которая не дает ответов на многие вопросы: какова судьба спорной территории Газа и Западного берега реки Иордан? Будут ли эти земли освобождены? Далее. Как Израиль оценивает перспективы создания арабского государства в Палестине? Как будет решаться проблема арабских беженцев, десятилетиями живущих в лагерях? И наконец, каков будет статус Иерусалима?

Предлагаем вниманию читателей точку зрения, изложенную послом Государства Израиль господином Пелед-Флэксом.

* * *

- Я не буду рассказывать вам о столетней истории конфликта, это заняло бы слишком много времени. Изложу наше видение сегодняшней ситуации.

Уверен, что корни нынешнего обострения конфликта уходят в июль 2000 года, когда состоялись переговоры в Кемп-Дэвиде.

Мы хотели тогда пойти на определенные уступки. Это значит: готовы были отдать 92 процента сектора Газа и Западного берега реки Иордан. Соглашались с намерением арабской стороны о палестинской территории в Иерусалиме. Мы готовы сотрудничать с палестинским государством, но не в том, однако, виде, в котором оно существует во главе с Арафатом.

Мы готовы признать, что в 1948 году палестинские семьи были разделены, а значит, палестинские беженцы могут возвратиться в Израиль для воссоединения семьи. Но при этом отмечу один принципиальный момент. Это не означает, что два с половиной миллиона палестинцев должны возвратиться в Израиль и требовать земель и собственности. За последние 50 лет не было прецедента, чтобы беженцы возвращались в свои страны. Вспомним примеры судетских немцев, Силезии и Восточной Пруссии (нынешней Калининградской области), Турции и Греции, индийских и мусульманских беженцев в результате конфликта между Пакистаном и Индией.

Все эти люди нашли свою новую судьбу. И наше видение проблемы заключается в том, чтобы беженцы были приняты обществом, в котором они сейчас живут.

Что касается старой части Иерусалима, где было много конфликтов между противоборствующими сторонами, то здесь мы готовы найти созидательные решения.

Таким образом, мы ожидали, что финальное соглашение в Кемп-Дэвиде должно закрыть столетний арабо-израильский конфликт.

Однако Арафат покинул стол переговоров.

Разрыв в переговорах произошел на вопросе Иерусалима. Но лишь технически.

Если же говорить об истинных причинах срыва, то они, как мне кажется, лежат в иной плоскости. Арафат очень органично чувствует себя в роли лидера, который борется за освобождение. Но роль руководителя маленькой страны, где надо заниматься водой, светом, газом, чистотой улиц и другими житейскими проблемами, - его не прельщает.

Напротив, первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион смотрел на эти вещи как первоочередные. Он занимался экономикой, образованием, здравоохранением, строил дороги... Когда государство Израиль было наконец создано, то имелся и базис для его существования. Уже в первые годы нашей независимости существовали большие национальные проекты вне военной сферы. И энтузиазм людей был направлен на созидание.

У арабской стороны был и есть большой энтузиазм относительно военной сферы. Однако относительно мирного развития планы администрации Палестины нам неясны.

Сегодня в Израиле идет переоценка ценностей относительно палестинской администрации. Очевидна связь между срывом переговоров в Кемп-Дэвиде и дальнейшей эскалацией конфликта на Западном берегу реки Иордан.

В диком линчевании израильских солдат принимали непосредственное участие палестинские службы безопасности. Это то, чего никто терпеть не может. Мы ожидали заявления Арафата о прекращении всякого насилия. Этого не произошло.

И тем не менее даже в нынешних условиях мы прекрасно понимаем: лучше подписать соглашение, чем не иметь его вообще. Вопрос заключается в том, имеем ли мы партнера?

P.S. Вопросы послу Израиля о состоянии и перспективах ближневосточного урегулирования автор этих строк задавала несколько ранее, когда казалось: соглашение между израильтянами и палестинцами вот-вот будет подписано.

И то, что интервью заканчивалось вопросительным знаком, вынуждало нас не спешить с публикацией.

Думалось, не сегодня-завтра на этот вопрос будет дан ответ, и тогда поднятый разговор будет закончен на оптимистической ноте.

Увы, не сложилось... Сегодня даже самый отчаянный оптимист в этом деле - президент США Билл Клинтон - признал, что израильско-палестинское примирение в ближайшие дни не состоится. Этим предстоит заниматься новой американской администрации и победителю на израильских выборах, - сказал он.

Кстати, вчера официально началась предвыборная кампания по выборам нового премьер-министра Израиля, которые, напомним, состоятся 6 февраля. Думаю, в этот день будет выбран и вариант развития событий на Ближнем Востоке...

Тем более актуально звучит сегодня интервью посла Пелед-Флэкса, который компетентно излагает альтернативу худшему из вариантов...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter