Гвоздь в сапоге

Любанский автопарк в целях выживания наладил производство гвоздей.
Любанский автопарк в целях выживания наладил производство гвоздей. С начала нынешнего года организация наклепала около 8 тонн. Товар идет нарасхват. Только слуцкие строители каждую неделю забирают по 400 килограммов. А тут еще начали успешно вязать сетку Рабица. Надо же хоть частично компенсировать убытки от основной деятельности - грузовых и пассажирских перевозок. Убытки за 5 месяцев составили без малого 30 миллионов рублей. Сумма внушительная.

А у всего объединения или, точнее, унитарного предприятия "Миноблавтотранс", за тот же промежуток времени долги перевалили за 450 миллионов. То есть все автомобильные парки Минщины на мели.

В чем же причины столь плачевного положения?

- Низкие тарифы и льготы на проезд, - без запинки ответил главный инженер УП Андрей Козаченко.

Насчет низких тарифов понятно. Грузовики Любанского автопарка, например, зарабатывают, выполняя заказы местного дорожного ремонтно-строительного управления, окупая только зарплату водителям, горючее да налоги. На запасные части, резину, аккумуляторы денег не хватает.

Примерно в такой же ситуации и пассажирский транспорт. Но с автобусами все сложнее. В перечне категорий граждан, на которых распространяются льготы на проезд, я насчитал 14 страниц. Кого там только нет! Вот и получается, что, скажем, на Любанщине льготников более 50 процентов от населения района. Подобная ситуация и в других регионах области.

Значит, более половины жителей области даже при копеечных тарифах катается, особенно на пригородных автобусах, либо бесплатно, либо за половину цены. Районные бюджеты возмещают автопаркам потери от таких пассажиров нерегулярно, не в полной мере. Отсюда - отрасль убыточна!

В условиях хронического безденежья автопарки, естественно, деградируют. Ни о нормальном ремонте техники, ни о покупке новой думать не приходится. На 30 процентах автобусов Минщины давно пора заменить резину.

О каком качестве обслуживания можно вести речь? А ведь конкуренты не спят, наступают на пятки, уводят из-под носа платежеспособных пассажиров. В этой борьбе автопаркам крыть нечем. По Борисову, например, шныряет тьма частных микроавтобусов. Особенно в часы пик. Цены заламывают втридорога. Но самое занятное - людей, среди которых масса т.н. "льготников", это не смущает: главное - быстро и комфортно. Вот так, пока одни залатывают дыры, другие радуются звону монет. А нищета, как известно, порождает еще большую нищету.

Какой выход? Он есть. И не такой уж и страшный, если отбросить в сторону эмоции. Всем льготникам, которые получают хоть какое-то денежное пособие, льготы нужно отменить. А те суммы, которые государство тратит на дотации автопаркам, раздать и адресно, и прибавить к пособиям. Социальная справедливость только укрепилась бы. И как результат - взамен получим динамично развивающиеся автопарки. Стране, конечно, нужны гвозди и сетка Рабица. Однако тонна-километры или пассажиро-километры, пожалуй, не менее важны.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter