Наши предки 5 сентября старались не сеять рожь

Грушевое варенье — классика сентября

5 сентября в православных храмах — отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы. И погода в это время обычно стоит созвучная событию — умеренная, успокоенная. Традиционно первая декада сентября считалась наиболее удачным периодом для сева озимых, но 5 сентября рожь старались не сеять, а то уродится с огромными лысыми прогалинами.


К этому моменту в лесах поспевает брусника. Высоко ценятся не только ягоды, но и брусничный лист, который заготавливают для приготовления целебных настоев и отваров. Ну а кто не знает классическое белорусское грушевое варенье с брусникой! Нежное, с изысканной горчинкой. Оно не требует много сахара, ведь сами ягоды брусники уже работают как консервант. Из брусники наши «ахмiстрынi» готовили прекрасный соус, который подавался к курице, индейке и рыбе, а «брусничная вода», то есть морс, не сходила со стола во все времена.

Издавна замечали, что именно с 7 сентября, когда в храмах особо вспоминают апостола Тита, начинает дружно опадать листва с деревьев, оттого в народной традиции этот день называли «Тит–листопадник». Также 7 сентября отмечается память святого апостола Варфоломея — «Баўтрамея». В теплые края улетают аисты, чтобы весной вернуться в строго определенное время, к 7 апреля, на Благовещение, и принести на своих мощных крыльях тепло и... новорожденных «малых дзетак»: «святы Баўтрамей пасылае буслоў па дзяцей». По состоянию погоды определяли характер всей осени.

С 8 сентября начинали уборку овса, поэтому день называли «Наталья-овсяница». Именины празднуют все, нареченные Наталиями.

10 сентября — день преподобного Моисея Мурина, которого особо почитают матери и жены пьющих мужчин, считая святого «збавiцелем» от пьянства.

В религиозном календаре 11 сентября отмечено таким событием, как усекновение главы Иоанна Предтечи — крестителя Иисуса Христа. День предполагает соблюдение строгого поста как в питании, так и поведении в целом, а в прежние времена сопровождался и связанной с этим целой системой запретов. Боялись бросить неосторожное слово, ненароком кого–то обидеть — ведь «сварка» породит «неспакой у хаце» на целый год. Кроме того, ничего не разрезали ножом, не рассекали топором, вообще режущие, колющие орудия прятали, чтобы не напоминали о случившейся библейской трагедии. Даже в разговорах не называли острые предметы, и хлеб хозяйки нарезали загодя, дабы в будущем не оказаться ни с кем на ножах, то есть в плохих отношениях. Печку тоже топили накануне. Существовал запрет на разведение огня, чтобы не вызвать пожар. На кухне не варилось ничего красного — иначе по приметам в доме может пролиться кровь. Убиралось с глаз долой все круглое по форме — по ассоциации с отсеченной головой Иоанна, поднесенной для забавы Иродиаде на блюде. По той же причине не употребляли в пищу ничего округлого, иначе в наказание на коже могли образоваться фурункулы. Нарушение многочисленных запретов этого дня влекло за собой сильные головные боли.

По приметам если со второй недели сентября журавли потянулись на юг, зима наступит очень рано.

Советская Белоруссия № 168 (25050). Пятница, 2 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter