Группа захвата

В ОАО «Амкодор» создана группа захвата внешних рынков

Группа захвата внешних рынков сбыта создана в ОАО «Амкодор»

Коня на скаку остановить и в горящую избу войти – это из нашей истории. А вот виртуозно закрыть коробок спичек ковшом многотонной махины, а потом блистать остроумием в смокинге или фраке на светском рауте – это уже реалии дня сегодняшнего. И они воплощены в ОАО «Амкодор», где еще два года назад начата подготовка именно таких специалистов. Основной посыл – менеджеры предприятия должны не только досконально разбираться в технике, но и органично вписываться в атмосферу деловых переговоров, знать нравы и обычаи той страны, на чьи рынки продвигается техника.

Среди желающих повысить квалификацию отобрали сорок семь сотрудников. Специалистов предупредили заранее: подготовка потребует много времени и сил. И лишь после этого начнутся долгие зарубежные командировки. Самых стойких в результате осталось только двадцать два человека, молодых, энергичных, с огоньком в глазах и желанием покорять новые вершины.

И вот позади курсы иностранного языка и делового этикета, тренинги по ведению переговоров, долгие часы практики на всевозможной технике предприятия. Обучение близится к завершению. Я встретилась со специалистами, которые охотно поделились своими впечатлениями.

— Занятия по деловому этикету проходили полтора месяца по выходным, с девяти утра и до пяти вечера. На отдых времени оставалось немного, но полученные знания того стоят, — вспоминает Александр Щербич, заместитель начальника участка гарантийного ремонта ОАО «Амкодор». – Теперь мне известно, что совещания в конце рабочего дня в пятницу совершенно неэффективны, владею всеми видами столовых приборов в ресторане и знаю, что визитки нужно раздавать начиная с начальства.

— Кстати, интересное было занятие по освоению столовых приборов, — дополняет коллегу Андрей Дмитракович, заместитель начальника Исследовательского центра испытаний и доводки машин. — Преподаватель принесла на занятия чемодан со множеством ложек и вилок. Нужно было сервировать стол и вспомнить, что и чем едят.

Когда специалистов готовили ведению переговоров, то разделили на две группы. Одной нужно было убедить в необходимости сделки, а другой — как можно дипломатичнее от нее отказаться.

— Учили даже такой элементарной вещи, как беседа по телефону, — присоединяется к беседе Андрей Цуриков, начальник Исследовательского центра испытаний и доводки машин. — Инсценировали звонки на разные предприятия. За столом сидит наш сотрудник и делает вид, что звонит компаньонам. Его задача — показать, как он будет строить с ними беседу. Забывает представиться и начинает излагать суть дела. «На том конце провода» его внимательно вы­слушивает преподаватель, а потом говорит: «Вы в прачечную позвонили».

— В работе оказалось очень удобным знать даже простейший язык жестов. На одном из занятий нам раздали авторучки, и уже через несколько минут занятия преподаватель определил, кто волнуется, а кто нет, — рассказывает Александр Щербич. — Тот, кто чувствовал себя неуверенно, постоянно щелкал ручкой. Казалось бы, мелочь, а, наблюдая за партнерами по бизнесу, я уже могу определить, нервничает человек или спокоен, готов ли он принять решение или не уверен в нем. К тому же курсы сплотили специалистов из разных отделов. Благодаря этому работа даже внутри предприятия идет быстрее и слаженнее.

Немало времени понадобилось для изучения специфики делового общения в разных странах. Многие знания этого курса уже пригодились специалистам в зарубежных командировках.

 — Как-то пришлось индийскому коллеге объяснять, как нужно управлять погрузчиком. Шумно было, я стал говорить громче. А индус вдруг работу бросил и смотрит на меня растерянно, — вспоминает Александр Гракович, главный конструктор проекта. — У них, оказывается, не принято изъясняться с партнерами на повышенных тонах.

Отдельная тема — национальная кухня.

— Помню, как-то в Тегеране нам на ужин подали ослиную голову. У них это считается деликатесом. У белорусов в глазах паника, а отказаться неудобно, — рассказывает Андрей Дмитракович. — А еще в Иране принято перед основным вторым блюдом подавать рис. Причем не привычную для нас порцию, а огромную гору на тарелке. Если не съешь все, обидишь хозяина. Это теперь мы уже знаем, что лучше предупреждать официанта заранее, что рис приносить не нужно. 

— В Каракасе вы всерьез обидите хозяев, если откажетесь съесть лепешки из кукурузной муки, — продолжает разговор Александр Гракович. — Хотя вкусом особым они не отличаются, но гостю их предлагают в знак уважения. Верблюжьим мясом и осьминогами, коими угощают в Ливии, нас уже не удивишь.

Кроме делового этикета, группа изучала курс по устройству, эксплуатации и ремонту машин, который читали опытные конструкторы. Специалисты разных отделов ходили по цехам чуть ли не с гаечными ключами и смотрели, что как собирается и впо­следствии работает.

Английский язык изучали почти год. Причем по его итогам, как и после остальных занятий, сотрудники сдавали зачеты, экзамены. Специалистам пришлось вспомнить студенческие годы, тянуть билеты и держать ответ перед преподавателями.

Обучение специалистов подходит к концу, последним курсом стало вождение. Управляться нужно с любой техникой, которую выпускает предприятие. 

— Почти у всех нас есть водительские права, но одно дело, когда управляешь легковым авто, другое — погрузчиком, — рассуждает Александр Гракович. — Причем на площадку нужно заехать уверенно, чтобы у партнеров не сложилось впечатление, что техника работает еле-еле.

После переподготовки сотрудников на «Амкодоре» прошло совсем немного времени, но полученные знания уже помогают специалистам на практике.

— Компания, которая выходит на международный рынок, должна позаботиться о том, чтобы сотрудники могли достойно ее представить. Привез технику — сядь за руль, покажи, что она работает, а потом веди переговоры, учитывая все тонкости делового общения в этой стране, — рассказывает Татьяна Михеева, заместитель генерального директора по кадрам, идеологической работе и социальным вопросам ОАО «Амкодор». — Думаю, такая подготовка будет востребована на любом предприятии, которое работает на международном рынке.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter