Гродненская табачная фабрика: традиции и прогресс

Развитие всех отраслей промышленности играет для Беларуси принципиально важную роль.
Развитие всех отраслей промышленности играет для Беларуси принципиально важную роль. Вот что на этот счет сказано в "Основных положениях Программы социально-экономического развития Беларуси на 2001 - 2005 годы": "Общий объем продукции промышленности в 2005 году по сравнению с 2000 годом возрастет на 28 - 32%. Для достижения целевых параметров развития промышленности потребуется прежде всего обеспечить активизацию процессов модернизации и технического перевооружения производства, кардинальное обновление активной части основных промышленно-производственных фондов".

О том, как решается эта глобальная задача, что это дает, отчетливо видно на примере такого знакового предприятия, как Гродненская табачная фабрика, на которой недавно побывали корреспонденты "СБ".

Гродненская табачная фабрика (ГТФ) - предприятие, несомненно, сложной, но интересной судьбы. Особенно в последние лет десять. Старейшее белорусское предприятие, вполне успешно пережившее трех царей, панскую Польшу, революцию и две мировые войны, в начале 90-х оказалось на распутье. Точнее, на перекрестке интересов самых разных сил, в том числе и весьма могущественных.

90-е годы уместно назвать эпохой великого передела табачного рынка. Вдруг открывшиеся огромные просторы бывшего Советского Союза поманили к себе мировых гигантов табачного производства. Бывшие государственные табачные фабрики стали объектами жестких схваток за обретение над ними контроля грандами международной табачной промышленности. Ко дню нынешнему раздел практически завершен. Табачные компании прочно укоренились в России, Украине, Узбекистане. И только Беларусь по-прежнему остается белым пятном на карте сражений гигантов. Все это время к единственной в республике табачной фабрике государство пыталось относиться бережно. Мол, если и продавать иностранцам, то не продешевить. Однако излишняя щепетильность распугала потенциальных инвесторов, а сама гродненская "табачка" чуть не оказалась задушенной в объятиях чрезмерной государственной рачительности. И только к началу 2000 года забрезжил просвет в экономических проблемах фабрики. Однако сколько это стоило нервов и сил директору Владимиру Мурашко и его единомышленникам, вряд ли кто-то сможет подсчитать.

Дело купеческое

ГТФ зарождалась как частное предприятие. В 1861 году гродненское губернское управление разбирало прошение купца Абрама Гордона и Лейбы Шерешевского о разрешении открыть в Гродно табачную фабрику. Но Шерешевский тогда купеческих прав не имел и разрешение было дано Гордону. Тем не менее родившаяся в этот день гродненская "табачка" в историю вошла как фабрика Шерешевских.

Несколько лет понадобилось хозяину фабрики на то, чтобы наладить фабричный бизнес. К сожалению, до наших дней не сохранилось однозначных данных о начале выпуска первой продукции, но известно другое: ГТФ далеко не ребенок в сравнении с известными ныне марками. Например, компания "Филип Моррис" начинает свою историю только с 1847 года.

Успеху семейства Шерешевских сегодня можно только удивляться. Слава о продукции гродненской фабрики распространилась по России. Марки папирос "Аристократические", "Флора", "Самсон", "Конгресс", "Феникс", "Пальмира" и еще с десяток других быстро нашли потребителя. Все потому, что надписи на упаковке "Качество против прежнего" и "Значительно улучшено" нисколько не грешили против истины. И подтверждением тому то, что продукция была четырежды отмечена серебряными медалями на различных международных выставках. Ну а об экономических показателях гродненской "табачки" того времени наши современники могут разве что мечтать. В 1861 году фабрика Шерешевского выпустила продукции на 2000 рублей, к 1873 году увеличила это число в 20 раз. Еще 12 лет спустя оборот фабрики составил 460 тысяч рублей. А к началу XX века гродненская "табачка" давала продукции почти на 2,5 млн. рублей в год. Деньги по тем временам просто колоссальные.

В поиске утраченного благополучия

Подтверждением тезиса о том, что смена собственника от частного к общему в большинстве случаев пагубна для экономики, может послужить пример национализации Гродненской табачной фабрики польским государством в 1924 году. Предприятие сильно залихорадило, а мировой экономический кризис 1929 года чуть не добил вовсе. Трижды "табачку" сотрясали экономические забастовки. Рабочие просто не могли терпеть такое удручающее положение.

В 1939 году фабрика снова была национализирована. На этот раз властью Советов. Однако о том, как это отразилось на ее состоянии, судить сложно. Помешала война. И лишь с середины 50-х годов прошлого века начинается ее возрождение. Вместе со всем народным хозяйством Советского Союза. С этого момента и до начала 90-х Гродненская табачная фабрика занимала ведущее место среди предприятий отрасли. Ее продукцию знали и ценили не только в республике, но и по всему Союзу, включая Крайний Север и Дальний Восток. Перманентное обновление основных мощностей и внедрение новых технологий вывели ГТФ на качественно новый уровень, вполне достаточный для потребностей рынка того времени. К 1990 году фабрика достигла пикового объема производства - 16,4 млрд. сигарет в год. Сегодня эта цифра называется близкой к оценочной емкости белорусского рынка табачной продукции.

Неисповедимые пути инвестиций

Распад Советского Союза поставил Гродненскую табачную фабрику на грань выживания. Были утрачены налаженные каналы поставки сырья, разрушена привычная сеть сбыта продукции, объемы производства резко пошли вниз, остро ощущался недостаток оборотных средств. Позже были времена, когда фабрика и вовсе не работала. А время на месте не стояло. Конкуренция на постсоветском рынке обострилась настолько, что без серьезного технического и технологического перевооружения дальше работать было невозможно. Но денег на обновление не было.

Правда, в лексиконе экономистов, директоров всех отраслей и чиновников стало все чаще мелькать модное и сладкое словосочетание "иностранные инвестиции". И как ни странно, желающие их внести долго ждать себя не заставили.

Сегодня уже с высоты прошедших лет можно сделать вполне определенный вывод: в начале 90-х в понятие "иностранные инвестиции" просто не вкладывался тот реальный смысл, который оно в себе несет. Мол, придет этот загадочный инвестор, даст денег - и все проблемы. О таких вещах, как гарантии сохранности инвестиций, а уж тем более о том, что для того, чтобы что-то получить, нужно чем-то пожертвовать, речь вовсе не заходила. На том и прокололись.

Первый потенциальный инвестор появился еще в начале 1991 года. Английская компания "British American Tobacco" (В.А.Т.) высказала намерение предоставить 70 млн. долларов. Взамен хотела получить контрольный пакет акций фабрики. Большая часть средств должна была пойти на начало реконструкции фабрики, завершить которую предполагалось в течение двух лет уже за счет прибыли обновленного производства.

В разгар обсуждений предложений В.А.Т. к борьбе за гродненскую "табачку" подключились еще две не менее именитые фирмы - "Рейнольдс" и "Филип Моррис". Первая не стала жестко настаивать на приобретении контрольного пакета акций и согласилась на равные доли с белорусской стороной. Правда, и денег в связи с этим посулила меньше - около 60 млн. долларов. Однако при этом пообещала гарантировать получение кредита для реконструкции фабрики.

"Филип Моррис" предложил и вовсе своеобразную схему финансирования реконструкции за счет денег, вырученных от продажи белорусских удобрений.

Рассудил претендентов тендер. К участию в создании совместного предприятия с Гродненской табачной фабрикой была допущена английская компания В.А.Т. Оставалась лишь одна формальность: ГТФ необходимо было исключить из перечня предприятий, не подлежащих разгосударствлению и приватизации. Был подготовлен соответствующий проект постановления Верховного Совета, но, к сожалению, он так и не был принят. Отдавать контрольный пакет "табачки" почему-то передумали.

Так тихо и изящно инициатива снова перешла к компании "Рейнольдс". Она ведь не претендовала на контрольный пакет. Взаимные добрые намерения были скреплены соответствующим протоколом в 1995 году. Предложения компании "Рейнольдс" одобрил и Президент Александр Лукашенко. Казалось бы, как говорится, процесс пошел. Но тут, как ни странно, все испортил сам иностранный партнер. В дополнение к уже оговоренным условиям сотрудничества "Рейнольдс" захотел для вновь создаваемого СП десятилетнего освобождения от уплаты импортных пошлин и некоторых налогов. Вдобавок к этому фирма потребовала предоставления СП склада, работающего в режиме безналоговой зоны, и освобождения предприятия от обязательной продажи валютной выручки государству. На этом терпение белорусской стороны иссякло. Такое сотрудничество могло влететь государству в немалую копейку, и "Рейнольдс" покинул ряды потенциального партнера Гродненской табачной фабрики. Таким образом, впору было возвращаться к варианту с B.A.T. Но поезд ушел. Британцы весьма прохладно отнеслись к идее возобновления переговоров. То ли оказалась сильна обида от бесполезной победы в тендере, то ли просто поменялись стратегические планы. Времени-то уже прошло немало. К середине 90-х английская компания уже достаточно прочно обосновалась и в России (АО "Ява-Табак" и Саратовская табачная фабрика), и в Украине (СП "БАТ-Прилуки"), и в Узбекистане (УЗБАТ). "Филип Моррис" же как-то тихо сам по себе отошел от дележки.

На этом можно поставить точку в первой части романа о привлечении инвестиций на Гродненскую табачную фабрику. Наиболее значимые и перспективные проекты ушли в прошлое, и после этого разворачивается и вовсе интересное действо с элементами детектива.

Практически одновременно с тем, как стало понятно, что ни с одним из трех солидных претендентов СП создано не будет, в Беларусь поступило новое, столь сказочное предложение, от которого, казалось бы, невозможно отказаться. Некая компания "North Belmont Corporation" предложила порядка 100 млн. долларов инвестиций, не претендуя не то что на контрольный пакет, но и вообще на какую-либо долю собственности. Из предложений фирмы следовало, что ей будет достаточно пятилетнего трастового управления Гродненской табачной фабрикой. За это время инвестор должен был провести комплексную реконструкцию фабрики и вывести ее на новую проектную мощность. Срок окупаемости проекта оценили в 5 лет. В общем, такая непритязательность потенциального инвестора открывала перспективы, от которых захватывало дух. Хорошо, что хоть не спровоцировала полную потерю бизнеса. Благонадежность партнера попросили проверить международную юридическую фирму "AMB Klassik International". Но юристы искомую фирму не обнаружили. Указанный телефонный номер оказался частным, и его владелец о какой-то там "North Belmont Corporation" слыхом не слыхал. Поэтому и не удалось найти информации ни об обслуживающем банке, ни о размере компании, ни о сфере ее деятельности. В общем, не фирма, а "летучий голландец" какой-то, в списке секретаря штата Иллинойс она есть, но больше нигде никаких следов не оставила. На этом и сказке конец.

После конфуза с инвестором-фантомом было еще два достаточно внятных проекта, но гораздо менее солидных, нежели первых три. Сначала проектом реконструкции заинтересовалось АО "Булгартабак Холдинг". Однако на то время эта компания сама пребывала не в лучшем состоянии и готовилась к акционированию с целью поиска инвестора для реконструкции. Да и выгода от предложенных условий была сомнительна. Холдинг соглашался инвестировать средства в реконструкцию ГТФ, но рассчитывал на контрольный пакет акций. Кроме того, выпуск болгарских сигарет должен был осуществляться на основе лицензионного соглашения, и обновленная "табачка" должна была за это платить. В общем, не заладился и этот проект.

На смену болгарам пришли турки. С компанией "Текел" был даже подписан протокол о намерениях. Это произошло в ходе визита в Турцию правительственной делегации во главе с тогдашним министром сельского хозяйства и продовольствия Иваном Шаколо. Турецкая сторона высказывала готовность инвестировать в гродненскую "табачку" около 70 млн. долларов. Когда обсуждались льготы, которые государство предоставит будущему СП, на ГТФ в очередной раз поменялась власть. Команда нового директора Владимира Мурашко, изучив материалы переговоров, справедливо резюмировала: "Дайте нам такие же льготы и мы все сделаем сами". На том и завершилась почти десятилетняя эпопея безуспешного заманивания иностранных инвестиций на Гродненскую табачную фабрику.

А может, директору мало свободы?

Пока в высоких столичных кабинетах решали судьбу гродненской "табачки", саму фабрику лихорадило. Коллектив с замиранием сердца ждал решения своей участи, а руководство менялось с частотой караула у мавзолея Ленина. Только не так красиво. От самой фабрики практически ничего не зависело. Все решали верха, и постоянное ожидание перемен отнюдь не добавляло рабочего задора. Тем более что и объективные экономические проблемы, увы, не позволяли выйти из затяжного кризиса самостоятельно.

Думается, если бы право решения судьбы предприятия было бы изначально дано его коллективу и руководству в Гродно, то современное производство давно бы работало. Хотя, с другой стороны, риск того, что новый хозяин может производство закрыть вовсе, тоже был. Такое на постсоветском экономическом пространстве случалось. Приходила богатая компания, выкупала предприятие и окончательно его валила. Таким образом устранялся или реальный, или потенциальный конкурент. Но известны и другие случаи. Мне, например, довелось побывать на Киевской табачной фабрике после того, как его выкупила компания "Реемтсма". Там с нуля построена новая фабрика, и теперь компания "Реемтсма-Украина" - один из крупнейших налогоплательщиков страны.

В общем, в выборе партнера, безусловно, нужна осторожность, но и здесь необходимо знать чувство меры. А что касается руководства предприятия, причем любого, то людям, которые назначены туда работать, все же нужно доверять больше. Только один пример. До сих пор случается, что по тендерам, проводимым в Минске, для ГТФ табачное сырье закупается дороже, чем могла бы купить сама фабрика. А ведь сегодня у нее на счету каждая копейка.

На инвестора надейся, а сам не плошай

В 1999 году директором ГТФ был назначен Владимир Мурашко. Человек для предприятия свой на все сто процентов. Здесь он проработал много лет, что называется, с младых ногтей. Коллектив его не просто знает, но уважает и доверяет. А ведь только на взаимном уважении и доверии начальника и подчиненных можно успешно делать большие дела. Владимир Мурашко и его заместители - это команда единомышленников, которые понимают друг друга с полуслова. Поэтому вскоре после прихода нового руководства и появились явные признаки вывода предприятия из затяжного пике.

После неудачных попыток привлечения иностранных инвесторов Совмин издал постановление, которым обязал ряд министерств и ведомств найти инвесторов уже на 37 млн. немецких марок. В такую сумму оценило новое руководство самый необходимый минимум работ, который нужно провести на фабрике, что было отражено в бизнес-плане. Но прошло время, а инвестиций как не было, так и нет. Можно было долго ждать у моря погоды. Владимир Мурашко, видя складывающееся положение, настойчиво и терпеливо пробивал в разных инстанциях идею налогового кредита, за счет чего и можно было бы работать по программе реконструкции. Наверное, долго бы еще пробивал, если бы в декабре 1999 года фабрику не посетил Александр Лукашенко. Изучив ситуацию, Президент дал "добро".

Суть схемы проста, но эффективна. Фабрика освобождается с 1 апреля 1999 г. по 31 декабря 2002 г. от акцизного налога. То есть она его начисляет, но государству не отдает. Эти средства идут на реконструкцию, но по истечении срока преференции возвращаются государству с 20 процентами годовых. И дело наконец-то сдвинулось с мертвой точки.

Очевидно, что такая схема может работать лишь на предприятии, которое не просто подает надежды, но и убедительно демонстрирует свое стремление к развитию. Новое руководство к моменту принятия решения о налоговом кредите вывело фабрику из долгов. Похоже, это и помогло получить разрешение на реализацию своих инициатив.

Руководство ГТФ сумело так организовать достаточно масштабное строительство, что это не потребовало остановки производства. Энергия, с которой идет работа на строительных площадках, впечатляет. Стены новых корпусов растут на глазах.

Готовится к пуску собственная газовая котельная, которая позволит значительно снизить производственные энергозатраты. Почти готовы помещения табачных склада и цеха. Проведены семь авансовых платежей под закупку современного оборудования. Уже в январе будущего года оно начнет поступать на фабрику. Тогда же и начнутся монтажные работы.

Строительство нового табачного цеха позволит гродненцам выйти на качественно новый уровень. Они смогут самостоятельно готовить м`ешки табака типа "америкэн бленд" для сигарет высокого класса, что позволит значительно удешевить продукцию. Ведь до сих пор м`ешки для хороших сигарет с фильтром, таких как "Минск", "GTF", "Пуща", "Космос", закупаются за пределами страны, и это заметно влияет на цену.

К сожалению, как отмечает Владимир Мурашко, средств налогового кредита на все не хватает. И здесь по мере возможности на помощь фабрике приходят белорусские банки. Так Белвнешэкономбанк прокредитовал первый авансовый платеж за оборудование табачного цеха. Он же сейчас подготавливает консорциальный кредит в сумме 13 млн. евро под закупку оборудования табачного цеха. Дело в том, что у нас не настолько сильные банки, чтобы профинансировать подобный проект самостоятельно, не превышая при этом лимит кредита на одного заемщика, поэтому и приходится выступать в связке.

Окончательная цель реконструкции определена четко. Производственная мощность фабрики будет доведена до 14,5 млрд. папирос и сигарет в год (итог 2000 г. - 9 млрд.). При этом доля в общем объеме производства сигарет высокого класса с фильтром составит 50 - 55 процентов (сегодня - 20 - 25). И тот энтузиазм, с которым работают гродненцы сегодня, не оставляет места сомнениям в успехе задуманного. Главное, чтобы никто и ничто не помешало. А вот от этого застраховаться не так уж просто.

Нога попала в колесо

Главная проблема фабрики сегодня - это реализация. Причем дело не только в специфике рыночной конъюнктуры, а в некоторых административных нюансах. Реализация табачных изделий идет по двум направлениям: 70 процентов продукции согласно установленным квотам фабрика отправляет в распоряжение Минторга и Белкоопсоюза, остальное идет на реализацию. Это вполне устраивало руководство ГПФ, даже несмотря на некоторые проблемы с выборкой фондов и задолженность по оплате продукции. Однако с введением в феврале этого года единых розничных цен на табачные изделия отечественного производства, ситуация резко изменилась в худшую сторону. Продажи резко упали - в фирменных секциях и магазинах фабрики в три и более раза. Это сделало само наличие фирменной торговли бессмысленным. А она для фабрики была большим подспорьем. К импортерам это постановление было применено лишь два месяца спустя, в течение которых они работали на более выгодных условиях, нежели отечественный производитель. Более того, тем же документом была определена торговая скидка на отечественные табачные изделия в 23 процента, а на импортные - в 30. Тем самым была создана прямая зависимость торгующих организаций от реализации импорта. И эта проблема решилась только в середине августа. Все это время спрос на продукцию ГТФ был низким, соответственно меньше и продавали. А это уже могло негативно отразиться на ходе реконструкции. Дело в том, что акциз, средства от которого формируют налоговый кредит, начисляется на реализованную продукцию. Нет реализации - уменьшается налоговый кредит. В общем, за полгода 21 торговое предприятие из 77 отказалось держать у себя фирменные секции ГТФ.

То, что сказано выше, - еще далеко не полный перечень административно-бюрократических барьеров, которые приходится преодолевать гродненцам в стремлении вывести свое предприятие в число преуспевающих. Складывается впечатление, что только им и нужно оригинальное белорусское табачное производство. Хочется верить, что это все-таки не так.

Успех - в уверенности в себе

Теперь уже абсолютно ясно, что худшие времена для Гродненской табачной фабрики позади. Предприятие работает вполне стабильно и вносит немалый вклад в пополнение государственной казны. Только с января по сентябрь этого года ГТФ перечислила в бюджет сумму, эквивалентную более чем 11 млн. долларов. Не будет лишним еще раз напомнить, что в этом прямая заслуга команды директора. Но ничего бы не было без личной поддержки инициатив руководства фабрики Александром Лукашенко, всемерной помощи прежнего губернатора Александра Дубко, нынешнего - Владимира Савченко, понимания проблем фабрики руководством концерна "Белгоспищепром".

Однако сломать кризисные тенденции в экономике фабрики - это еще полдела. Очевидно, что после реконструкции гродненской "табачке" придется ввязаться в жесткое конкурентное сражение с грандами табачного рынка. И главная сложность здесь в том, что ГТФ оказалась одна в окружении четко поделенной между крупными международными компаниями табачной промышленности бывшего СССР.

"Те фабрики, которые сегодня развиваются с участием иностранного капитала, имеют колоссальные вложения в развитие, - говорит Владимир Мурашко. - Инвестиции от наших отличаются на порядок". Директор приводит пример табачной фабрики в польском Августове. Кстати, когда-то это предприятие было филиалом ГТФ. Так вот, эту фабрику приобрела компания "B.A.T." и вложила в нее уже порядка 200 млн. долларов. Гродненцы же на реконструкцию потратят не более 20. Поэтому Владимир Мурашко и признает, что на эти деньги коренной революционный переворот не совершить. Но программу-минимум при достаточном приложении сил выполнить вполне реально.

Так образно Владимир Мурашко называет главную задачу фабрики на сегодняшний день - удержать внутренний рынок. Стоит признать, что в условиях массированной экспансии табачных производителей из других стран эта цель видится далеко не самой легкой. Однако директор уверен, что все зависящее от фабрики будет сделано. "У нас очень опытные, высококвалифицированные специалисты, - говорит он. - А благодаря новому оборудованию мы сможем выпускать сигареты более высокого класса, однако нужна и поддержка государства".

Под государственной поддержкой Владимир Мурашко не подразумевает какие-либо льготы или преференции. Речь идет о мероприятиях по защите рынка и отечественного производителя, которые достаточно распространены во многих странах. Сегодня в республику завозится огромное количество сигарет одного класса с выпускаемыми на ГТФ, и сквозь этот поток пробиться очень сложно. Гродненское качество ничуть не хуже. В противном случае продукция фабрики не была бы отмечена двумя серебряными и золотой медалью на престижной международной выставке в Москве. Но проблема в том, что крупные табачные компании тратят огромные деньги на рекламу своего товара, раскрутку новых марок. ГТФ такой роскоши себе позволить пока не может.

Конечно, запретить ввоз импортных сигарет вообще тоже глупо. "Потребитель должен иметь право выбора среди продуктов разных сортов и цен", - говорит Владимир Мурашко. Однако что касается сигарет одного класса с гродненскими, то здесь определенные ограничения все же должны быть. Выгода государства от работы гродненской "табачки" очевидна. И пожалуй, в тот момент, когда все три предпосылки активного развития заработают в полную силу (имеются в виду факторы квалификации персонала, технического обновления и государственной поддержки), тогда возрождение традиций белорусского табачного производства нельзя будет остановить. Все-таки хочется верить, что недалек тот день, когда, глядя на дело рук последователей, сам купец Шерешевский восхитился бы результатом дела, начатого почти полтора века назад.

Минск - Гродно - Минск.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter