Гражданин, проезжайте!

Когда несколько лет назад впервые появились на улицах столицы платные неохраняемые парковки, праведный гнев владельцев автомобилей уполномоченные чиновники попытались - и, надо признать, небезуспешно - погасить увещеваниями, что, дескать, такая практика существует во всем цивилизованном мире.
Когда несколько лет назад впервые появились на улицах столицы платные неохраняемые парковки, праведный гнев владельцев автомобилей уполномоченные чиновники попытались - и, надо признать, небезуспешно - погасить увещеваниями, что, дескать, такая практика существует во всем цивилизованном мире. Привыкшие безропотно принимать и верить власти люди, ругаясь про себя, все же смирились с этими поборами. И пусть небольшой, но постоянный финансовый ручеек потек в городской бюджет. Ободренные таким успехом, чиновники многих других регионов республики с радостью взялись перенимать минский опыт и вводить в своих городах и весях аналогичные платные неохраняемые парковки.

Однако, несмотря на многолетнюю и успешную работу по такому сбору денег с автовладельцев, все-таки возникают сомнения в законности и правомочности этих действий. Тем паче, что как раз опыт развитых зарубежных стран, да и соседней России, подсказывает, что такие платные неохраняемые парковки выглядят там немножко по-иному, нежели у нас. Пытаясь разобраться в этой ситуации, корреспондент "СБ" для начала обратился к исполняющему обязанности начальника охранно-эксплуатационного УП Мингорисполкома "Гаражи, автостоянки и парковки" Алексею ХОМИЧУ.

- Основанием для нашей работы, - рассказывает Алексей Николаевич, - служит решение Мингорисполкома N 27 от 2.02.1995 года. Согласно действующему положению, разработанному на основе решения Мингорисполкома, среди главных наших задач определено обеспечение регулирования дорожного движения на наиболее оживленных участках дорог, улиц, проспектов; уменьшение заторов; снижение уровня загазованности и загрязнения окружающей среды; получение дополнительных финансовых средств для бюджета города, на строительство платных стоянок, гаражей и платных неохраняемых стоянок и оборудования для них. Ежедневно выполняют эти задачи на улицах города 18 бригад на 40 парковках. Сегодня утверждены следующие расценки: остановка до 5 минут - бесплатно; до 20 минут - 200 рублей; за час - 450 рублей. Кассир-контролер обязан быть в униформе. Принимая деньги, он должен выдать водителю корешок отрывного талона установленного образца, подтверждающего оплату.

Однако на самый животрепещущий вопрос: "А что будет, если водитель откажется платить?" - Алексей Николаевич только заметил: "Бывает и такое"...

А действительно, что будет, если не платить, а парковаться? Рискну предположить: ничего водителю за это не будет. Если бы на таких парковках оказывали хоть какую-то услугу, за которую можно заплатить (охраняли, мыли машину и т.п.), то тогда смысл оплаты был бы. А так, останавливаясь на таких парковках, водитель не нарушает никаких правил, и никто не имеет права заставлять водителя платить неизвестно за что. А предложение стоящего на стоянке сотрудника в униформе можно рассматривать лишь как добровольную просьбу о благотворительном взносе в городской бюджет.

Что же до опыта цивилизованных стран, то там платные парковки находятся в частной собственности. Соответственно водитель платит, во-первых, за оборудование и содержание стоянки, во-вторых, за охрану (настоящую). Причем, если эти услуги водителю не нужны, у него есть возможность поставить машину на соседнюю обычную, бесплатную парковку. Никто не вправе навязывать услуги.

Поэтому, наверное, единственное правильное решение с платными парковками - привести их деятельность в соответствие с законодательством: если это очередной налог, то должно быть соответствующее решение депутатов, если коммерческая деятельность - то оказание реальных услуг, причем не ущемляющих прав граждан. Кстати, если это будут действительно охраняемые платные парковки, выиграет и город, и водители: одни знают, за что платят, другие - за что получают.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter