Свобода передвижения - главное достижение за последнюю четверть века - сейчас под угрозой

Границы на замках

Границы всегда были важным, а часто и самым наглядным символом. В 1989 году, когда Берлинская стена пала, казалось, что Европа объединилась навсегда. Бывшие социалистические страны стали членами ЕС, большинство входит в Шенгенскую зону. Когда для проекта «СБ» «Без железного занавеса» я разговаривала с людьми в разных странах, большинство говорило, что свобода передвижения — главное достижение за последнюю четверть века. Но сейчас оно под угрозой.

Фактически контроль на границах в мае 2015 года ввели четыре страны ЕС — Австрия, Германия, Франция и Швеция. Причина — неконтролируемый поток мигрантов. Германии, федеральный канцлер которой провозгласила политику «открытых дверей», пришлось тяжелее других: в прошлом году в стране зарегистрировано более 1 млн беженцев. Страны Восточной Европы, выступающие против миграции особенно активно, на самом деле страдают от нее меньше других (не считая транзитной Венгрии). Недавно все чешские СМИ облетела история о христианских беженцах из Ирака, несколько семей которых приняла Чехия. Прожив здесь совсем недолго, иракцы засобирались в Германию. Когда на чешско–германской границе их остановили (сработал тот самый пограничный контроль) и вернули обратно в Чехию (потому что Дублинское соглашение, которое обязывает заботиться о мигрантах первую страну, в которую они въехали, еще никто не отменял, хотя разговоры о его «смерти» шли весь прошлый год), беженцы решили... вернуться обратно в Ирак: мол, там им будет лучше, чем в европейской Чехии.

Эта история, кроме всего прочего, доказала и то, что пограничный контроль, отсутствием которого европейцы наслаждались несколько десятилетий, вернулся. Немецкие СМИ подсчитали: контроль на границах оборачивается потерями для европейской экономики в сумме от 9 до 15 млрд евро в год. Это связано как с замедлением туристических потоков, так и с затруднениями в работе тех многочисленных компаний, которые давно работают без складов, по принципу «точно в срок». Мне об этом рассказывали, например, в Словакии — стране, производящей больше всего в мире автомобилей на душу населения. У автозаводов, которые занимаются конечной сборкой, складов практически нет: передвижение грузовых фур с комплектующими рассчитано по минутам. Но в последние месяцы экономические схемы, рассчитанные на Европу без границ, все чаще дают сбои. Поскольку контрабандисты (сейчас в Европе древняя профессия обрела новую жизнь и значение) часто прячут беженцев в грузовых фурах, их теперь досматривают. Транспорт стал опаздывать, а владельцы предприятий–сборщиков подсчитывать убытки. Эксперты считают, что если контроль введут все страны, входящие в Шенген, объем торговли может сократиться на 20%, а экономические потери превысят 100 млрд евро в год.

Несмотря на очевидные экономические потери, шесть стран Евросоюза — Австрия, Бельгия, Германия, Дания, Франция и Швеция — обратились в Еврокомиссию с просьбой продлить контроль на границах еще как минимум на полгода. Страны объясняют необходимость введения контроля на внутренних границах тем, что внешние границы ЕС недостаточно защищены. А ведь еще совсем недавно министр внутренних дел Германии Томас де Мезьер заявлял: «Если число прибывающих мигрантов останется таким низким, мы не будем продлевать пограничный контроль после 12 мая».

Низкое число прибывающих мигрантов объясняется в первую очередь «работающим» (по словам канцлера ФРГ Ангелы Меркель) соглашением ЕС — Турция. Поток мигрантов, въезжающих (вернее, приплывающих) в Грецию, действительно сократился. Сегодня ЕС должен озвучить и свое решение по введению безвизового режима для граждан Турции. Эксперты утверждают, что Анкара и половины необходимых требований не выполнила (среди которых соблюдение свободы слова, непреследование инакомыслящих и прозрачные судебные процедуры). Турецкие же власти утверждают, что все требования выполнены. Понимая свое значение для ЕС, турецкие руководители заявляют: не будет безвизового въезда, не будет работать и соглашение о мигрантах. Так что если ЕС на безвизовый режим и пойдет (что весьма вероятно), то с большой неохотой. Возможно, именно поэтому контроль на внутренних границах между самыми в миграционном смысле привлекательными странами Евросоюза и продлевается: кто знает, кто на самом деле приедет в Европу с турецкими паспортами?

Тем временем Австрия, неудовлетворенная обычными проверками, строит на альпийском переходе «Бреннер» на границе с Италией забор. Прошлогодний пример Венгрии (за который ее активно критиковали) оказался заразительным. А ведь до самого недавнего времени переход «Бреннер» называли не иначе как «мостом Европы». Премьер–министр Италии Маттео Ренци уже назвал решение Австрии идущим «против истории, логики и будущего».

sbchina@mail.ru

Советская Белоруссия № 84 (24966). Четверг, 5 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter