Граница. Дорожный роман

Дубровенский район: Улыбнется ли «Фортуна» «Хмельному кучеру»?

Улыбнется ли «Фортуна» «Хмельному кучеру»?

…На оборудованную стоянку у деревни Буда Дубровенского района, а это на 589-м километре автомогистрали Брест—Минск—граница Российской Федерации, сворачивают три серых автобуса без номерных знаков. По всему видно: они совсем недавно сошли с конвейера МАЗа, преодолели долгий путь и уже совсем скоро обретут прописку на российских просторах, — может, в ближайшем Смоленске, может, в самой Москве или еще дальше…

Пока двигатели автобусов остывают, водители направляются в придорожное кафе — перекусить и отдохнуть.

Объекты, которые стоят при дороге, работают на имидж страны. Это общеизвестно. Как и то, что придорожный сервис сегодня считается бизнесом с повышенной структурой затрат. Это в прежние времена можно было поставить у дороги фургончик с вывеской «Шашлычная», выставить лоток с фруктами, а на вопрос о туалете с улыбкой показывать рукой в сторону крапивных зарослей…

Сегодня на разработку дизайнерского решения объектов придорожного сервиса, выдачу технических условий и проектно-сметной документации, бывает, уходят годы. Все должно быть на уровне. Ведь в развитии такого вида услуг – один из резервов увеличения потока иностранных туристов и, как следствие, дополнительный приток валюты в казну.

 Местный стандарт Дубровенского района, по территории которого проходит автомагистраль М-1/Е30 протяженностью 29 километров, — шесть объектов общепита, три магазина, две автозаправочные станции и 12 площадок отдыха. В сервисе заняты преимущественно частники, заботящиеся о том, чтобы дорога имела европейские черты, сохраняя при этом истинно белорусское госте­приимство.

— Организовывать при дороге ресторанный сервис накладно: особый спрос у наших посетителей все-таки на быстрое питание, — рассказывает хозяин ЧТУП «Ионика-2003» Владимир Вашетьков, у которого в этом бизнесе уже тринадцатилетний стаж.

— Начинали с домовладения на 25 сотках. Постепенно расширились до объектов на площади 3,7 га, вмещающих кафе «Хмельной кучер», бар, мини-гостиницу, автосервис, шиномонтаж, душевые кабины, автостоянку с видеонаблюдением. Через семь километров, возле Мемориального комплекса «Рыленки», открыли «Викторию» — еще одно кафе на 18 посадочных мест…

По признанию Владимира Дмитриевича, еще каких-то лет пять назад работать было гораздо проще. Сейчас же к объектам придорожного сервиса предъявляются очень высокие требования, в том числе и эстетические: они должны быть не только обеспечены всеми удобствами, но и современно оформлены. Вот и получается, что сегодня гораздо проще открыть кафе в райцентре, чем при дороге.

А еще существуют расчеты, что рентабельной работа объектов придорожного сервиса становится лишь в том случае, если рядом с ним в сутки проезжает примерно 7—8 тысяч машин. К счастью, такому уровню грузоперевозок трасса М-1/Е30 отвечает.

— Но не всегда, — замечает Владимир Вашетьков. – Обычно в конце декабря и начале января интенсивность движения по нашей трассе заметно снижается. В России начинаются затяжные праздники. В Европе – традиционные рождественские каникулы. Отечественные дальнобойщики по привычке пересекают Беларусь с запада на восток с домашними бутербродами и кофе в термосе…

— В такие дни придорожные кафе могут использоваться горожанами для корпоративных вечеринок, — делится опытом председатель Дубровенского райпо Татьяна Павлюченко. На 589-м километре трассы расположен их объект – большой центр, включающий магазины, отделение банка, ФАП, КБО и уютное кафе «Пилигрим», где все продумано до мелочей: от цвета штор и изящных салфеток до меню с оригинальными блюдами национальной кухни. Доброжелательная обстановка, тихая музыка, вежливый и внимательный персонал, доступные цены…

Настоящее пристанище для усталых путников и кафе «Фортуна» на 603-м километре, где у посетителей есть возможность сытно перекусить и отдохнуть в зале с камином, воспользоваться услугами бани и сауны.

Через пять километров — УП «Студия красоты «Клеопатра», два круглосуточных магазина, кафе-бар, два автозаправочных комплекса...

— Сеть придорожной инфраструктуры на территории нашего района формируется в основном за счет объектов частной формы собственности и потребкооперации. Заметное преимущество при строительстве объектов придорожного сервиса — упрощение процедуры при отводе земли, — поясняет главный специалист отдела экономики Дубровенского райисполкома Наталья Морозова. – Именно это обстоятельство привлекает сегодня частный бизнес. В прошлом году, например, на аукцион у нас было выставлено два участка под строительство гостинично-развлекательных комплексов с участием российских предпринимателей. Кроме этого, в проектный институт «Витебскгипрозем» было подано ходатайство на формирование земельного участка площадью 0,3 га на 587-м километре автомагистрали для проведения аукциона под строи­тельство станции техобслуживания автомобилей, автостоянки и пункта питания. Живя в приграничье, мы убедились, что выгодным вложением капитала может быть не только строительство бензозаправок, гостиниц, кафе, магазинчиков, парикмахерских, автостоянок, станций технического обслуживания, но и перспективно развитие туристической отрасли.

Две агроусадьбы, где можно половить рыбу, пособирать ягоды и грибы, уже принимают гостей. Приглашают и интересные экскурсионные маршруты, один из которых «Семь чудес Дубровенщины».

На снимке: кафе «Виктория».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter