Госзаказ на спортивный класс

Успех брестчанки Юлии Нестеренко — счастливая случайность или закономерность?
Успех брестчанки Юлии Нестеренко — счастливая случайность или закономерность?

Минувший год ознаменовался для спортсменов Брестской области поистине высокими достижениями. Анна Батюшко из Пинска, Наталья Гелах из Бреста принесли в олимпийскую копилку белорусской сборной «серебро» и «бронзу». А «золото» брестчанки Юлии Нестеренко на олимпийской стометровке стало сенсацией для всего спортивного мира. Уже в этом году отличилась выпускница областного училища олимпийского резерва Надежда Остапчук, завоевавшая высшую награду на чемпионате Европы по толканию ядра.

Что это, случайный успех отдельно взятых мастеров или за этим стоит стройная система подготовки спортсменов? Можно ли в спорт высших достижений прийти с дворовой площадки? Что все–таки важнее: погоня за олимпийскими медалями профессиональных спортсменов или культивирование здорового образа жизни рядового гражданина?

Поговорить об этом за «круглым столом» мы пригласили Анатолия НОВИЦКОГО, начальника управления по физкультуре, спорту и туризму Брестского облисполкома; Юрия ПИТЕРСКОГО, директора областного училища олимпийского резерва; Казимира РИНГЕВИЧА, директора областного спортивного комплекса «Брестский»; Александра БЕСПАЛОВА, начальника управления по физической культуре, спорту и туризму Брестского горисполкома; Анатолия СТАЦКЕЕВИЧА, директора областной специализированной школы олимпийского резерва по легкой атлетике; Олега СУВОРОВА, директора областной специализированной школы по хоккею с шайбой и фигурному катанию.

А.Гурин, «СБ»: Давайте начнем разговор с зимних видов спорта. Правда, на улице сегодня уже слякоть, однако еще совсем недавно погода благоприятствовала любителям коньков и лыж. Но, увы... Даже в школьных дворах мальчишки если что и могли, так только в снежки поиграть.

А.Новицкий: В организационном плане, кажется, все было сделано на надлежащем уровне: определено, где заливать хоккейные коробки, где должны работать пункты проката коньков. Однако брестчан расхолаживает неустойчивая зима. Мы не успеваем оперативно реагировать на процессы, которые преподносит нам погода. Опыт показывает, что даже при 10 градусах мороза надо подождать 4 — 5 дней, чтобы земля «схватилась», прежде чем заливать ее водой. Те, кто следовал этому правилу, терпели фиаско. Только залили — и вдруг опять оттепель. Люди нервничали. Чуть ли не силой удалось их заставить заливать катки по второму разу. Хотя там, где была поддержка «снизу» — от школьных учителей физкультуры, руководителей промышленных предприятий, — все было более–менее нормально. В Бресте 12 ледовых площадок сезон отработали по несколько недель, в Барановичах — 5.

О.Суворов: Наши люди разбаловались. Когда им не создают тепличные условия, немедленно апеллируют к органам власти. В данном случае это смешно — каток можно залить усилиями двора. Только захотеть надо. Поскольку такого желания не было, ледовый дворец опять стал заложником зимы — все шли к нам.

В.Козлович, «СБ»: И вы, конечно, с таким наплывом справиться не смогли?

О.Суворов: Для любителей мы выкраиваем буквально несколько часов времени — дворец предназначен для занятий специализированной школы по хоккею с шайбой и фигурному катанию.

А.Беспалов: Город знает об этой проблеме. Конечно, лучший выход из ситуации — открытые искусственные ледовые катки, которые могут функционировать даже при температуре воздуха до плюс 10 градусов. Горисполком изучал возможности их закупки. К сожалению, денег не нашли — город строит сегодня большое количество объектов благоустройства, в том числе и спортивного назначения, которые требуют значительных финансовых затрат. Но такие катки со временем у нас обязательно появятся.

В.Козлович, «СБ»: Даже если они появятся, выйдут ли дети массово на лед?

О.Суворов: Я сомневаюсь, что они выйдут туда с клюшками. Массовый дворовый хоккей начнется тогда, когда у нас появятся профессиональные детские тренеры. Кстати, ЖЭСы готовы взять их на свое содержание. Но у нас тренеров не готовят. Мы пользуемся услугами бывших игроков, хотя знаем, что не всякий игрок может тренировать других.

А.Гурин, «СБ»: Итак, ледовый дворец — вотчина профессионалов. Однако они пока что приносят нам больше разочарований, чем радости.

А.Новицкий: Разочарование... Да, хоккейный клуб «Брест» не попал в плей–офф. И это несмотря на то, что мы пригласили возглавить команду известного специалиста Евгения Лебедева, второго тренера национальной команды Беларуси. Он на ходу менял состав, но ни к чему хорошему это не привело. И не могло привести. Но это не катастрофа. Ледовый дворец работает на завтрашний день. Наши мальчишки 1992 года рождения уже держат первое место в республиканском соревновании, а завтра они дадут фору и в высшей лиге.

О.Суворов: Такие же перспективы и у фигуристов. За такой короткий срок Брест успел подготовить ряд перспективных ребят. К примеру, Мишу Королюка уже заметили на международной арене. В феврале 14–летний фигурист выступал в Гданьске на Кубке Балтики и среди юниоров стал третьим. Это, безусловно, успех, учитывая «юный» возраст ледового дворца, где он тренируется.

В.Козлович, «СБ»: Если с заливанием катков возникли объяснимые трудности, то что помешало нам массово выйти на лыжню? В последний месяц снега намело по пояс...

А.Беспалов: Действительно, практически ни одна школа в Бресте не вывела детей на лыжню. В школах просто нет лыж! В этом году их не было и в торговле. То есть теплые зимы отучили нас от лыж.

В.Козлович, «СБ»: Значит, коль Брестчина о своих Силичах или Раубичах не мечтает, то для лыжников и выхода нет?

А.Беспалов: В следующем году в Бресте рядом с гребным каналом появится пятикилометровая лыжероллерная трасса. Будем кататься на таких лыжах. Но в любом случае в городе должны работать пункты проката зимнего спортивного инвентаря. Ибо даже если лыжи появятся в продаже, то не всякая семья сможет их приобрести — сами не выпускаем (Телеханская лыжная фабрика временно не работает), а импортные стоят чересчур дорого.

А.Новицкий: Кстати, о новом гребном канале. При том, что он даст большой импульс развитию гребного спорта, город получит еще и прекрасную зону отдыха, где можно будет покататься не только на роликах, но и на водных лыжах, катамаранах, покупаться, позагорать.

А.Гурин, «СБ»: Люди хотят плавать круглый год, а в Бресте это сделать проблематично — закрываются бассейны.

А.Беспалов: Так вышло, что в Бресте из 6 бассейнов в минувшем году закрылось два, причем самые крупные — «Нептун» и «Лазурный». И если с первым ситуация более–менее ясна: на его реконструкцию в этом году выделено 850 миллионов рублей и к сентябрю он возобновит работу, то со вторым не все так просто. Брестский чулочный комбинат, которому принадлежит «Лазурный», не имеет средств, чтобы провести реконструкцию, но отказываться от бассейна не спешит. Сейчас ищем выход из этой ситуации. Город попытается помочь комбинату финансово.

А.Гурин, «СБ»: Найдется ли там место большому спорту?

А.Новицкий: Брестчане готовы заниматься водным поло. Об этом говорит тот факт, что даже в неприспособленных для этого по глубине бассейнах мы воспитали отличных спортсменов. К примеру, в Волгоград уехали сразу 8 ватерполистов, которые сделали имя местному клубу. Но не все потеряно. У нас разрабатывается эскизный проект дворца водных видов спорта. Место уже выбрано — напротив ледового дворца и легкоатлетического манежа. Здесь же расположена единственная в нашей стране бейсбольная площадка для профессионалов.

В.Козлович, «СБ»: А зачем нам бейсбол? Неужто у нас приживается такой нетрадиционный для Беларуси вид спорта?

А.Новицкий: Мы выжимаем все из возможностей, обусловленных особенностями нашего климата. Да, зима у нас не такая, как, скажем, на Витебщине, и лето другое — теплее, длиннее, значит, есть возможность культивировать летние виды спорта: бейсбол, гандбол, хоккей на траве. И успехи есть. Команда «Строитель» — бессменный лидер в республиканских соревнованиях по хоккею на траве. Клуб ведет свою историю с 1978 года, когда директором местного домостроительного комбината был Константин Печко (ныне заместитель председателя Брестского облисполкома). Он, по сути, и создал «Строитель», построил за счет комбината прекрасный стадион. В прошлом году команда поднялась на ступеньку выше уже на европейском уровне — из группы «С» в группу «В». В Барановичах, кстати, есть перспективная команда девушек по хоккею на траве. Хорошие перспективы и у гандбольной команды им. А.Мешкова. На уровне республики у ребят соперников пока нет, и на европейском уровне эта команда тоже хорошо смотрится. А вот в футболе, волейболе... Вроде бы и массовость наблюдается, а достойных результатов нет. Здесь еще нужно работать и работать.

К.Рингевич: Кстати, винить стадион «Брестский» в том, что футболисты брестского «Динамо» неудачно выступают, думаю, не стоит. Стадион реконструируется с 1996 года, но поле все эти годы находится в нормальном состоянии. Что касается завершения строительных работ, то оно не за горами. В минувшем году сделано больше, чем за все предыдущие, — освоено 6 миллиардов рублей. Все хорошие перемены мы связываем с приходом нового председателя облисполкома Константина Сумара. Штабом по реконструкции стадиона стал руководить председатель горисполкома Александр Палышенков. Когда еще такое было!

А.Гурин, «СБ»: После победы Юлии Нестеренко в легкую атлетику пошло больше ребят?

А.Стацкеевич: Да, дети валом пошли в спринт. Они мечтают о больших победах, тем более что в Бресте для этого есть все возможности. Работают два легкоатлетических манежа. 450 человек тренируются в старом манеже на улице Ленина, 498 — в новом на Московской. Если раньше в школе высшего спортивного мастерства легкой атлетикой занимались спортсмены, имеющие, как правило, второй разряд, то сегодня таких меньшинство. В основном нынешние наши воспитанники — это мастера спорта и мастера спорта международного класса. Когда–то перспективные ребята уезжали в Минск, а сегодня все остаются у нас.

Ю.Питерский: Юлия Нестеренко, как известно, тоже воспитанница брестских тренеров. К Олимпиаде она готовилась на нашей базе. Олимпийская медаль исключает элемент случайности, это закономерный итог, особенно в легкой атлетике. Вот почему победа Юлии особенно значима для Брестчины. Вырастить спортсмена такого уровня — процесс сложный и долгий. И мы смогли это сделать. Сейчас в Брестском училище олимпийского резерва учатся 238 человек, из них около сотни входят в состав национальной сборной, 30 человек из них — мастера спорта. Мы в состоянии принимать всех звездочек, засветившихся в спортивных школах, и готовить из них отличных спортсменов. Все для этого у нас есть.

А.Гурин, «СБ»: Среди новых спортивных объектов Бреста особо поражает суперсовременный стрелковый тир, открывшийся в конце прошлого года. Теперь и в стрельбе у брестчан будут хорошие результаты?

А.Новицкий: Стрелковый спорт и прежде был развит на Брестчине. Наши воспитанники Андрей Васильев и Юлия Синяк в свое время были четвертыми на Олимпиадах. На последней Олимпиаде, правда, выступили хуже — Васильев был лишь 13–м, а Юлия (теперь Алипова) — 9–й. С вводом нового тира у национальной сборной по стрельбе появилась отличная база, и думаю, что в Пекине наши «выстрелят» в десятку. Правда, в тире установлено пока что не все оборудование, но тренироваться уже можно.

В.Козлович, «СБ»: А я, например, могу прийти сюда, заплатить деньги и пострелять?

А.Новицкий: Нет. Этот объект — исключительно для профессионалов. Кроме национальной сборной, здесь будут заниматься учащиеся спортивных школ.

А.Гурин, «СБ»: Судя по всему, на подготовку профессиональных спортсменов тратятся большие средства.

А.Новицкий: На участие спортсменов Брестчины в международных, республиканских турнирах и проведение областных соревнований только в минувшем году было выделено 799,7 миллиона рублей. Деньги в землю мы не закапываем. В списочные составы национальных и сборных команд Беларуси в 2004 году было зачислено около 400 наших спортсменов. Более 70 из них приняли участие в официальных международных соревнованиях, где завоевали 30 медалей — 5 золотых, 10 серебряных и 15 бронзовых. В минувшем году в области подготовлены 2 мастера спорта международного класса, 64 мастера спорта и 164 кандидата в мастера спорта. На содержание команд по игровым видам спорта в прошлом году выделено 854 миллиона рублей плюс 3 миллиарда 826 миллионов перечислили предприятия и организации, являющиеся официальными спонсорами команд по игровым видам спорта.

В.Козлович, «СБ»: Давайте попробуем подвести итоги нашей встречи. Нам все–таки показалось, что главные усилия города и области направлены на развитие профессионального спорта. Что, начиная со школы, мы гоняемся за рекордами, а не за здоровьем. Я, например, закончила школу с золотой медалью, но у меня была одна четверка — по физкультуре. Я не умела метать гранату и прыгать в высоту. Ну не было у меня к этому таланта! Меня за это корили, поэтому я старалась как могла получить пятерку и по физкультуре. Не знаю, как сердце не посадила. Может, отметками надо оценивать состояние здоровья школьника, а не результаты в метании гранаты?

А.Новицкий: Вы правы. У нас много детей даже с хорошими спортивными данными имеют проблемы со здоровьем. Поэтому школьная программа по физкультуре должна быть направлена на оздоровление, а не на спортивные результаты. При этом, конечно, не следует забывать про выявление спортивных талантов у каждого из ребят. Но делать это надо профессионально. Если мы не отобьем у детей охоту заниматься физкультурой, она перейдет в привычку и останется с ними на всю жизнь.

А на создание условий для занятия физкультурой и спортом государство сегодня денег не жалеет. Только в Бресте в последние годы вон сколько спортивных объектов построено! И размах строительства не уменьшается. Чего стоит, к примеру, спортивный комплекс «Виктория» для игровых видов спорта, который сейчас строится в микрорайоне Восток. Все это, к счастью, востребовано. За прошлый год на 2 тысячи человек увеличилось количество занимающихся в детско–юношеских спортивных школах, прибавилось 69 тренеров–инструкторов. То есть новые олимпийские чемпионы у нас обязательно будут. А вместе с ними в общество придет культ здорового образа жизни.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter