Более 85 процентов гостей наших агроусадеб — белорусы

Гости ставят на колорит

Более 85 процентов гостей наших агроусадеб — белорусы. Остальные — иностранцы. Таких в прошлом году оказалось примерно 45 тысяч человек. Много это или мало, если учесть, что в основном приезжие гости — россияне? Были, конечно, украинцы, поляки, немцы, итальянцы, латыши, литовцы, турки, новозеландцы… Оказалось, даже 45 тысяч посетителей домиков в деревне достаточно, чтобы гостеприимство креативных владельцев усадеб заметили. На днях известный журнал National Geographic опубликовал результаты голосования касательно лучших направлений для туризма. Наша страна заняла второе место в номинации «Агротуризм».


Впереди — только Италия, 26 процентов голосов. Нас выделили 22 процента респондентов. Голосование проходило с 29 июня по 10 ноября на сайте журнала, участие в нем приняли 240 тысяч человек. Они определяли лучших в 18 номинациях, среди которых были, например, «Гастрономический туризм», «Семейный отдых», «Экотуризм» и др. Ну как, вы рады за нашу страну и людей, которые развивают агротуризм в ней? Если сомневаетесь в оценках читателей National Geographic, вот вам свежий список лучших усадеб прошлого года, объявленных на прошедшей недавно в Минске международной конференции «Агроэкотуризм-2015: инновации и территориальное развитие». Гран-при досталось «Фальварку ў Рыся». Прекрасную «деревенскую» кухню можно отведать в усадьбе «Марчукова хата». Лучший этнокомплекс — в «Гостином дворе», хороший старт — у «Панского двора». Стиль и гармония царят на «Хуторе Столинском», экоусадьбой года стали «Едишки». 

Думается, эксперты и все причастные поднимут сразу несколько тостов. Тем более что в конце ноября отмечается негласный день рождения сельского отдыха в нашей стране — 13 лет назад было создано общественное объединение «Отдых в деревне». Впрочем, профильные чиновники отмечать юбилей отрасли будут в июне следующего года, когда исполнится 10 лет со дня принятия Указа № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь». 

В документ этот уже несколько раз вносились изменения. Из последних — агротуризм ждет увеличение налоговой нагрузки. В начале года остро вырисовалась проблема: некоторые хозяева под видом агроусадеб оказывают услуги саун, проводят корпоративы, размещают рестораны при домиках на 5 человек. Да и в агроусадьбах порой проводятся свадьбы, хоть и с национальным колоритом, развлекательные мероприятия, музыкальные и театрализованные встречи... Непорядок: страдает чистота идеи, да и налоговая нагрузка при таком раскладе показалась маловатой. В частности, Министерство по налогам и сборам в начале года представило свою калькуляцию: количество туристов увеличилось почти в 400 раз — с 825 человек в 2006 году до почти 319 тысяч в прошлом. Доходы владельцев агроусадеб за это время выросли с 56 миллионов до 102,8 миллиарда рублей! МНС предложило уплачивать налоговый сбор в размере одной базовой — 180 тысяч рублей, но каждый месяц, а не раз в год, как это было раньше. 

Дискуссий по этому поводу было много. Промежуточными итогами обсуждения поделился директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Вадим Кармазин: этот год владельцы усадеб могут доработать спокойно. Но уже в начале 2016-го их ждут изменения. Что сегодня предполагает проект новшеств? Во-первых, планируется дать возможность агроусадьбам оказывать нехарактерные услуги, будь то свадьбы, корпоративы, но с условием дифференцированной ставки налога. Причем платить налог хозяева усадеб будут только за отработанный период. Во-вторых, планируется, что депутаты областных Советов смогут определять размер налогов в зависимости от количества оказываемых услуг, числа сдаваемых комнат, места расположения усадьбы. 

Как бы негативно кто-то ни относился к переменам в законодательстве, но очевидно одно: агротуризм в нашей стране развивается, и довольно успешно. Судите сами: в 2006 году было зарегистрировано 34 усадьбы, в прошлом — 2047. К концу года, ожидают в Минспорта и туризма, число агроусадеб вырастет еще на 170. И это несмотря на непростой турсезон. Так, при падении доходов турфирм на 40 процентов к прошлому году сельский сегмент недотягивает всего 20 процентов. Хозяева усадеб более гибкие в ценообразовании, чтобы привлечь гостей, ищут свои ниши, работают над специализацией. 

Вадим Кармазин обращает внимание: вклад агротуризма в экономику тяжело подсчитать. Те доходы, которые отражаются в договорах, показывают неполную сумму, которая остается в стране. Как правило, не учитываются дополнительное питание, визы, транспорт, стройматериалы для ремонта домов... При этом в Минспорта и туризма подсчитали: приблизительно около 6 тысяч рабочих мест создано в сельской местности на условиях полной и частичной занятости.

druk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter