Горящий тур

Белорусские летчики тушили пожары недалеко от древней Трои

Летчиков МЧС встречают в Турции как родных

Кому море и солнце, а кому — раскаленная кабина вертолета, перегрузки на высотах и полыхающий внизу огненный смерч. Белорусских спасателей уже четвертый год подряд приглашают тушить горящие леса Турции. Измир, Анталия, Денизли, Чанаккале, Адана, Кемаль-Паша… — в этих городах наших пилотов ценят на вес золота, носят на руках и в буквальном смысле слова не хотят отпускать домой. Оно и понятно: не каждый экипаж даже профессиональных летчиков готов встречать рассветы и закаты на аэродроме, подниматься в воздух меньше чем за 12 минут и маневрировать среди скал и «сквозняков», которые могут, как пушинку, бросить на камни многотонную винтокрылую машину. «Ну как там оно, ребята?» — спросила «Р» у нашего экипажа.

Машина в лесу? Конфисковать!

Боевое дежурство белорусов началось 1 мая в городке Чанаккале. Это не совсем типичное для Турции место: неподалеку — знаменитая Троя и пролив Дарданеллы, с которого дуют холодные ветра. До конца мая отметки термометра здесь не поднимались выше + 26.

— Турки встречали нас как родных. За эти годы с местными лесниками и службой пожарной охраны сложились поистине дружеские отношения. Им нравится, что белорусские летчики всегда четко выполняют поставленные задачи. Нам по душе их профессионализм, высокий уровень организации тушения и просто потрясающее отношение к природе. Для них лес — это живой организм и большая ценность. Приведу лишь один пример: если вы попадетесь на мотоцикле или в машине в «горячий» сезон, транспорт конфискуют тут же, — рассказывает «Р» Олег Яковлев, начальник авиации МЧС. — Система обнаружения пожаров здесь выстроена очень интересно. По всей территории Турции установлено более 180 вышек с приборами электронного наблюдения. Оптика высокого разрешения быстро «заметит» малейшее возгорание, определит по азимуту координаты и передаст их в управление лесной охраны. Начальник этой службы в онлайне видит у себя на смартфоне карту Турции с очагами пожаров, на ней же (благодаря GPS-терминалам вертолетов) отображено, где и какой борт сейчас работает. Наземные службы оперативно получают информацию «сверху» — и с ходу выдвигаются в «горячую точку».

Пилот-компьютер

С аэродрома под Чанаккале наш вертолет Ми-8 уже не раз вылетал по тревоге и под Стамбул, и на остров Имрас... В основном здесь горят пихтовые рощи, и главная задача летчиков — не дать огню набрать силу. За это время белорусский экипаж налетал уже более 20 часов, сделав свыше 30 сливов воды из подвесного бэби-бака.

— Что и говорить, пилотирование здесь тяжелое. Проблема одна: сильные ветра на фоне гористой местности и перепады высот. Вертолет все время работает на максимальных режимах, летчик не может расслабиться ни на секунду, его голова должна работать как компьютер, и даже лучше. Как правильно выбрать угол захода на посадку, метко слить купол или безопасно высадить на склон десант турецких лесников? Наши пилоты, которые впервые садятся за штурвал и взмывают в небо, признаются потом: «До этого я вообще не летал!», — улыбается Олег Яковлев. — Всего в Турции 12 точек базирования вертолетов. Вместе с нами в небе этой страны в нынешнем году работают 4 российских и 7 украинских бортов. Отношения между экипажами братские: если что не так, обращаешься к коллегам — помогут без лишних слов!

В последний день мая белорусский Ми-8 поднялся с площадки вблизи Чанаккале и взял курс на Денизли. Два часа лету, 350 км вправо по карте — и вот он, 530-тысячный город в окружении гор. Белорусов здесь тоже хорошо знают и любят: третье лето кряду местные жители видят белоснежный вертолет с зелено-красным флагом, который заходит на посадку. Или же черпает «куполом» воду в озере неподалеку. Все в курсе: эти ребята в песочных комбинезонах работают не жалея сил.

Город должен спать спокойно

— Мы находимся в центральной части Турции, в какую сторону ни полети — до моря 200 км. Вертолетная площадка, где мы несем ежедневное дежурство, — на краю города в горах. Сюда нас в 5.20 утра привозит машина, а увозит уже после захода солнца. Все это время мы в режиме 12-минутной готовности. Что это значит? Борт полностью расчехлен, проведена проверка всех систем и качества топлива. По команде «Старт!» мы должны вылететь вместе с турецким сопровождающим лесником в указанную точку, — объясняет детали Тадеуш Курсевич, руководитель группы. — В Денизли жарко, днем до + 35. Леса уже сухие, как порох, одно неосторожное движение — и лови пожар. В первый же день, когда мы выполняли тест-полет с турецкими лесниками, заметили с воздуха несколько очагов возгорания — пришлось делать сразу пять сливов. Крупных пожаров пока нет, но общий градус напряжения растет: Денизли утопает в пихтовых лесах, случись что, и город может задохнуться в дыму.

За одного битого, как известно, двух небитых дают. В этот раз семерым членам экипажа уже не нужно было объяснять, что такое южная мусульманская страна. «Наобжигались» в предыдущие разы… Поэтому вместе со штатными берцами в сумки каждый положил пару кроссовок и шлепанцев, стратегический запас свиной тушенки, сала и гречки — ведь ни того, ни другого, ни третьего в здешних супермаркетах днем с огнем не найти. Готовят себе сами, днюют и ночуют в домике на аэродроме и, как признаются, сильно скучают по родным: 23 июня их должен сменить очередной белорусский экипаж. 

--------------------------------------

Кстати

За три летних сезона в Турции белорусы сделали 657 вылетов, провели в небе 562 часа и 1788 раз опорожнили «купол» на горящие верхушки пихтовых и кедровых рощ. В общей сложности, пилоты МЧС потушили около 300 тысяч гектаров леса и перевезли к месту пожара более 1500 турецких лесников.

--------------------------------------

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter