Горшок в ранец и айда в школу?

Моя подруга отдала свою трехлетнюю дочь… в школу...

Моя подруга отдала свою трехлетнюю дочь… в школу. Конечно, не в общеобразовательную, а раннего развития — для малышей. На десятиминутных занятиях, куда вместе с детьми приходят и родители, крохи лепят, рисуют, мастерят поделки из природных материалов. Игры, в которые с ними играют, развивают речь, логику, мышление, помогают легко запоминать буквы, цифры и иностранные слова. Естественно, все это не бесплатно. Правда, многие задания педагога выполняют именно папы и мамы, ведь не все, что предлагают детям на занятиях, им интересно. Они не всегда могут сосредоточиться, часто им хочется делать совсем не то, что требуют от них взрослые.

Спрашиваю подругу, зачем ей это, ведь ребенок ходит в детский сад, да и дома не может пожаловаться на отсутствие развивающих игр и детских книжек. Оказалось, она поддалась всеобщей истерии: все вокруг ринулись вдруг делать из своих детей гениев: у одной семейной пары дочь в два с половиной года выучила все буквы, вот-вот читать начнет, у другой трехлетняя кроха знает множество стихов и песенок, у третьей сын-дошкольник декламирует наизусть поэму Якуба Коласа «Новая Зямля». Вот и она решила не отставать: «Чем мой ребенок хуже?!»

Мне же непонятно такое явное недоверие к отечественному дошкольному образованию. Программы детских садов, между прочим, рассчитаны на поэтапную подготовку детей к школе. При их разработке учитываются все возрастные особенности, школьная программа и базовый уровень, с которым ребенок должен приходить в первый класс.

Конечно, родителей, мечтающих о великом будущем своих отпрысков, понять можно: им хочется как можно раньше посеять в чадах ростки «разумного, доброго, вечного». И начинается погоня за кубиками Зайцева, методиками Домана, Монтессори и Никитина... Некоторые методики раннего развития, к слову, предполагают начало обучения уже… с 8 месяцев от роду! Только вот немногие родители задаются вопросом: а попадут ли эти семена на благодатную почву, появятся ли всходы?

Психологи, гигиенисты, другие медики отмечают, что даже шестилетние дети и те далеко не все могут воспринимать процесс обучения. Их, готовых впитывать знания, – примерно 26—28 процентов. Что же тогда говорить о 3—5-летних? Конечно, их обучают игрой и в игре, не перегружают информацией и не докучают дисциплиной. Но далеко не каждому ребенку по силам и такие облегченные «уроки». Они капризничают, не слушают и не запоминают. А родители начинают комплексовать и бить в колокола: с ребенком что-то не так…

«Все так! Придет время – начнет и читать, и на вопросы в конце текста отвечать, и числа в столбик складывать», — отвечают специалисты, но родители все равно сомневаются, ведь перед глазами — пример соседа Ванечки, который в свои четыре уже почти академик. В песочнице куличики не лепит, не шумит, не бегает, а то на скрипке чирикает, то буквы в прописи пишет, то в компьютере задачки решает. И как-то выпадает из поля зрения родителей, что у Ванечки в его четыре и сколиоз, и очки с толстыми линзами, и лишний вес уже намечается…

К тому же если внимательно вникнуть во все эти теории и методики, то, наряду с несомненными плюсами, можно заметить множество весьма существенных минусов. Те же известные, пожалуй, практически всем современным мамам кубики Зайцева не дают ребенку понятия о слоге, без которого, скажет вам любой учитель начальных классов, правильно читать не научишься. Методика Глена Домана вообще разработана для детей с особенностями развития и не предполагает диалога между ребенком и взрослым: здесь действует только родитель, а ребенку отводится роль безмолвного слушателя, который, как губка, впитывает информацию. Так что опытные педагоги советуют использовать эти и другие методики с большой оглядкой.

Конечно, ситуации бывают разные. Что ни семья – свой жизненный уклад, а значит, и свои рецепты воспитания и обучения. Есть у меня знакомая с четырехлетним сынишкой. В ее квартире днем с огнем не сыщешь ни пластилина, ни акварели-гуаши, ни шишек, ни каштанов, ни желудей. Мол, все грязь и мусор, а дома-то евроремонт. Естественно, ее сыну просто необходимо развивающее обучение. Где же ему еще развиваться, если дома нельзя? Только в этом случае трех десятиминутных занятий в неделю недостаточно…

Другая подруга, многодетная мать, пока дети маленькие, решила не делать в доме дорогой ремонт. Недавно учительница старшей дочери, второклассницы, придя к ним в гости, наблюдала, как вся семья увлеченно вырезает из подарочной бумаги цветы и бабочки и клеит их на обои в детской, чтобы прикрыть следы от увлечения двухлетнего Богдана рисованием. Чем вам не развивающее обучение? Ведь для маленького ребенка любая игра, беседа, прогулка – это и развитие, и обучение, и усвоение знаний, умений и навыков…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter