В этом году Заславль отмечает 1030 лет

Город у станции Беларусь

«Никогда не был в Заславле». Услышать такое от минчанина, тем более от коллеги по перу, по крайней мере странно. Но факт есть факт: далеко не все, если не сказать больше, в одном из древнейших городов страны были. 1030 лет отмечает в нынешнем году старинное поселение. Разве не повод съездить туда на выходные? Что я и сделал.

Бывал здесь не однажды — с детских лет. В первый раз повез папа. Сохранился снимок, сделанный еще «Зенитом»: я с братом на фоне церкви, бывшего протестантского храма. Пожалуй, это была моя самая первая экскурсия.

Потом мы поехали в поле. Там стояли доты. На одном из них, свидетельствует снимок из семейного архива, виднелась надпись белой краской: «Умрем, но...» Даже не знаю, оригинальная ли, времен войны, или кто–то повторил знаменитый лозунг защитников Брестской крепости в наши дни.

Тогда, в конце ХХ века, Заславль являл собой полугород–полудеревню. Не было здесь благоустроенных площадей, детского парка, памятников Рогнеде и Изяславу, матери и сыну, с которых отсчитывается биография этого места. Не проводили Дней письменности. А в прошлом году состоялся уже второй по счету. Теперь есть еще один повод для торжеств, а значит, благоустройства во благо жителей и туристов — круглая дата со дня рождения.

Для меня Заславль — своего рода образец, по которому за последние годы приобрели совершенно другое лицо некогда неприметные местечки.

Когда восстановили костел, его башня взмыла высоко в небо и теперь, как маяк, «светит» всем проезжающим мимо поездам. Не заметить Заславль со стороны железной дороги невозможно. Хотя сама станция с советских времен называется Беларусь. Тоже загадка из детства. Только позже раскрылся подтекст: рядом до 1939 года проходила граница БССР с Польшей. С тех довоенных пор, кстати, и доты.

Каждая мелочь в городке тут о чем–то важном да поведает...

За такие детали я и люблю Заславль. Удивительно, что его улицы за ХХ век не обросли многоэтажками, а сохранили колоритную планировку и застройку столетней давности. Церковь с костелом хотя не действовали, но не были снесены даже в самые воинственно–атеистические времена, выстояли в войну.

Зима. Городок припорошен снегом. Тихо. Кажется, в сравнении с прошлогодним моим визитом сюда в День письменности, когда на улицах торговали ремесленники, встречались журналисты и писатели с читателями, резвились дети и поглощали шашлык взрослые, будто Заславль погрузился в спячку.

Но это только оптическая иллюзия. Загляните в райисполком: там совещаются, как летом, к 1030–летию, будут встречать тысячи гостей. В Доме культуры и детской школе искусств юные дарования мастерят и поют. В школе нет пустых стен. Фойе приспособлено под галерею, сейчас, например, экспонируются работы Екатерины и Дарьи Сумаревых под общим названием «Родны край».

Все течет, все меняется, а Заславль сохраняет каждую изюминку, которую даровала ему история. Поэтому на одной площади так необычно сосуществуют костел, памятники Ленину и Изяславу. Здесь бы проводить наглядные уроки истории. Может, эта идея окажется востребованной педагогами? И через какое–то время я уже не встречу людей, которые бы не знали, что значит название станции Беларусь.

vk@sb.by

Советская Белоруссия № 17 (24647). Четверг, 29 января 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter