Интересные факты из истории древнего города Турова

Город-тайна

Интересные факты из истории древнего города Турова в серии альманахов «Туровщина»
О легендарном Турове мне уже приходилось писать. И о колодце князя Тура, в котором семь днищ, о растущих крестах и столпничестве Кирилла Туровского... Впрочем, в основе каждой легенды есть исторический факт. Фактов же предостаточно в серии альманахов «Туровщина» — свеженький, седьмой номер мне и показали в Институте истории НАН. Здесь, в кабинете отдела средневековой археологии и нового времени, на меня обрушился буквально вал интересных сведений о древнем городе. Моими собеседниками стали профессор Петр Федорович Лысенко — на основе его работ созданы археологический заповедник «Берестье» и музей в Турове, старший научный сотрудник института Наталья Дубицкая и Николай Саскевич, старший научный сотрудник Института физики НАН, редактор альманахов «Туровщина».


Туров против Полоцка?


П.Лысенко: Каждый год перед Днем белорусской письменности ездим в научно–творческую экспедицию и задаем вопрос: «Кто первый белорусский писатель?» Отвечают: «Франциск Скорина». Но Скорина — первопечатник, живший в XVI веке. А послушайте отрывки из произведений Кирилла Туровского, жившего в XII веке: «Днесь долы и холмы точат сладость, удолья и поля плоды Боговы приносят... Ныне солнце, красуяся, к высоте восходит и, радуясь, землю огревает». Вот он, первый белорусский писатель!

Вообще, энтузиасты Туровщины на затмивший славу их родины Полоцк несколько обижены. Да, в Полоцке есть храм Софии. Но, оказывается, второй по величине после Софии храм был в Турове! Вот только почва Полесья — болотистая и каменные махины на ней не устоят.

Н.Дубицкая: Раскопки показали, что уже во время возведения случилось две строительные катастрофы — обрушения. Когда мы вскрыли фундаменты — а это булыжник без связующего раствора, увидели, что на уровне 20 см от фундамента — грунтовые воды.

П.Лысенко: Но в плане культуры Туровское княжество обгоняло то же Полоцкое. Туровское Евангелие 1056 — 1057 годов — самая древняя белорусская книга. Если Евфросиния Полоцкая была переписчиком святых книг, то Кирилл Туровский создал 68 оригинальных произведений. Здесь, на юге Беларуси, в Берестье найдена первая кириллическая азбука, вырезанная на самшитовом гребешке. И в политическом плане Туровское княжество значительнее! В XI веке трое из шести киевских князей прежде занимали туровский престол. А Полоцкое княжество было выморочным, его князья не имели прав на занятие киевского престола.

Альманах на энтузиазме

Петр Лысенко с реконструкцией напрестольного креста
Туровского храма XII века.

В 1993 году, чтобы популяризовать знания о Туровщине, энтузиасты объединились в научно–просветительское общество имени Кирилла Туровского. Среди проектов общества — альманахи «Туровщина». Всю работу по их выпуску взял на себя практически один человек, Николай Алексеевич Саскевич, издающий их в основном на личные сбережения. Но заниматься этим все труднее.

П.Лысенко: А между тем в альманахах — статьи по истории, воспоминания, литературное творчество. Вот выпуск, посвященный духовной литературе. Последний, седьмой, посвящен 70–летию освобождения Беларуси. А вот уникальное издание — перевод «Слова о полку Игореве» на туровское наречие, осуществленный Николаем Саскевичем.

Н.Саскевич: Мы публикуем уникальные сведения об истории церкви на Туровщине. Альманахи духовных стихов и выдержек из трудов отцов православной церкви вышли на средства местного священника отца Герасима. Он продал дом, доставшийся от родителей, и вложил деньги в выпуски. К сожалению, местные власти помочь не могут. А дело полезное, жаль бросать.

Мертвая красавица


Состоялось у меня и впечатляющее знакомство с древней дреговичанкой. Обнаружили ее останки во время раскопок храма в Турове —– в саркофаге. Реконструкцию по черепу сделал специалист из Киева Яшенко, владеющий знаменитым методом Герасимова. Кто была эта дама с четко очерченными губами и большими глазами?

Н.Дубицкая: К сожалению, имя нашей героини мы не установили. Возраст ее — 25 — 27 лет. Рост — 1.50 см, в то время средний. Ясно, что дама, приближенная к княжескому двору, — в храме не могли хоронить простых людей.

Кстати, как уверяет Петр Лысенко, саркофаги в Беларуси встречаются только в Турове. Они зачастую сделаны из овручского сланца — породы, которую находят возле Овруча и Искоростеня на севере Украины. Когда сдвинули крышку саркофага, археологам предстало необычное зрелище. Во-первых, кости были перемешаны. Во-вторых, череп имел странную структуру.

Н.Дубицкая: Туровский храм разрушился во время землетрясения 3 мая 1230 года. Как установили, землетрясение было в 8 баллов по шкале Рихтера! Вот кости в саркофаге и оказались перемешаны. А череп странный... Молодая женщина, зубы хорошие, но на черепе — ни одного шва.

— Что это значит?

Н.Дубицкая: Дело в том, что эти швы зарастают только к старости. А здесь — они все заросли. Видимо, это заболевание и стало причиной смерти. Может, она наступила от мозгового кровоизлияния. Антропологи были поражены. Такого они никогда не видели. Всего обнаружили в церкви семь захоронений, в том числе — детское. Это княжич, мальчик — потому что похоронен в алтарной части. Возраст — до года. Можно предположить, что это сын дреговичанки, чей портрет реконструирован.

И это — первая реконструкция облика древних жителей региона.

Византийская княжна


А как попала в Туров византийская принцесса Варвара?

Она была сестрой византийских императоров, вышла замуж за туровского, а впоследствии киевского князя Святополка Изяславича, внука Ярослава Мудрого. Святополк умер в 1113 году, вместо него на великокняжеский престол сел его двоюродный брат Владимир Мономах. Новый князь не хотел видеть возле себя вдову Святополка и выслал ее «на дожитие» в Туров. Вместе с ней сюда приехало окружение, прибывшее с ней из Византии.

П.Лысенко: Византийская культура на то время в Европе была одной из наиболее развитых. Думаю, благодаря этому в Турове образовалась культурная среда, давшая возможность появиться такой личности, как Кирилл Туровский. Существуют две версии. Согласно одной, Кирилл родился в 1130 году, согласно другой — в 1113–м. И вторая версия совпадает со временем, когда сюда переехала Варвара. Вдова Святополка вторично замуж не вышла, жила в Турове до 1125 года. Любопытно, что она и племянник ее мужа Владимир Мономах умерли почти в одно и то же время.

— А почему Мономах изгнал Варвару из Киева?

Н.Дубицкая: Возможно, совесть мучила, что сестра византийских императоров находится в пренебрежении. Возможно, опасался ее. Византийский двор славился интригами и политическими убийствами. Варвара выросла в той среде, возможно, усвоила что–то.

Засыпанный крест


Петр Лысенко еще в 1984 году написал концепцию о превращении Турова в туристический центр.

П.Лысенко: Сколько пришлось отвоевывать! В здании церкви, например, планировалось устроить крупнейшую в Советском Союзе больницу для пациентов с венерическими заболеваниями. Представляете, какой сегодня был бы здесь рассадник?

Н.Дубицкая: Да вот хоть из недавнего... В 2004 году на детинце мы раскопали крест–памятник XVI века — оберег города от набегов татар. Сложен из кирпича, размером около 6 метров. Вместо того чтобы памятник оградить каким–то навесом, досками, его распорядились засыпать. Причем Академию наук не поставили в известность. Причина — «использование не по назначению», ямы превратили в общественный туалет.

— В чем историческая причина упадка Турова?

П.Лысенко: Их несколько. Монголо–татарское нашествие, феодальная раздробленность. Другая причина — карательная экспедиция Януша Радзивилла в Туров, воины из которого ушли в отряды Богдана Хмельницкого, 2 января 1649 года. Защищать город было некому. Его сожгли, население — женщин, детей, стариков — выбили.

Н.Дубицкая: Когда мы раскапывали туровский храм, верхние ярусы — это было сплошное захоронение. Кости взрослых и детей вперемешку. На место древнего храма сносили погибших, потому что хоронить на кладбище было некому.

П.Лысенко: Еще одна причина упадка — железная дорога прошла мимо города. А когда ликвидировали административную единицу — Туровский район, Туров стал заштатным поселком.

Тысячелетняя реликвия


Одна из реликвий Полоцка — знаменитый Крест Евфросинии. Но подобная есть и в Турове. Петр Федорович достает из шкафа большой крест, сделанный из металла — видно, что это реконструкция древнего предмета. Но вот иконки, которые украшают его, выглядят очень древними.

П.Лысенко: Крест, сделанный Лазарем Богшей, утрачен, сделана его копия. А это — напрестольный крест Туровского епископального храма, в реконструкцию которого тоже стоит вложить деньги. Ведь иконки подлинные — из XII века. Их четыре, на одной — изображение Кирилла Туровского. Эту реконструкцию креста мы делали с сыном Федором, он тогда еще учился в школе.

Н.Дубицкая: Иконки Петр Федорович нашел во время раскопок туровского детинца в 1962 году. Это редчайшие экспонаты. На детинце найдены и куски туровского храмового колокола, и кадильница XII века.

Туров — город загадок. Например, возможно, в 1909 году на кладбище нашли останки Кирилла Туровского. Весной копали могилу для умершей и обнаружили саркофаг, а в нем — останки человека и ткань с золоченой нитью. Возможно, это были остатки святительского облачения туровского епископа?

Где теперь тот саркофаг? Удастся ли нам восстановить свою историю без белых пятен?

Во всяком случае, историю Беларуси без Турова представить невозможно. И хорошо, если бы для ее популяризации нашлись меценаты.


Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА.

Советская Белоруссия №237 (24618). Пятница, 12 декабря 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter