Гордиев санузел

Статья "Жировка" не должна быть веревкой", опубликованная в номере за 20 января, вызвала огромный читательский резонанс.
Статья "Жировка" не должна быть веревкой", опубликованная в номере за 20 января, вызвала огромный читательский резонанс. С позицией газеты солидарны все. "СБ" решила продолжить "горячую" тему.

Нина Ивановна Вашкевич водила меня по своей четырехкомнатной квартире и сокрушалась: "Спальня, кухня, детская... Кому это теперь все нужно... На старости лет осталась обузой себе и детям..." Много лет она учительствовала в деревне Губино Лепельского района. Вышла на пенсию. Вскоре овдовела. Дочки упорхнули в город из родительского гнезда. И теперь большая благоустроенная квартира - итог всей ее жизни - отнимает 90 процентов пенсии. А 10 - 15 тысяч рублей в месяц, что остаются на жизнь, едва ли хватило бы на хлеб и воду, если бы оплату коммунальных услуг не взяла на себя дочь, у которой теперь на иждивении не только двое маленьких детей, но и мама. "Вот горе так горе, - пожилая женщина плачет навзрыд. - У внучков отнимаю деньги". И деваться-то некуда. Среди колхозников спроса на ее благоустроенные хоромы нет и в ближайшее время не будет. Нынче на деревне больше в цене бревенчатые хаты с печкой. Жить в них дешевле.

Но что же случилось, почему вопросом, как оплатить коммунальные услуги, уже задаются 30 процентов жителей, хотя тарифы еще не достигли 50 процентов от себестоимости услуг? И почему эти полцены ежемесячно отнимают у нас такой же кусок доходов, как у литовца, и вдвое больший, чем у украинца, прошедших, между прочим, через "шоковую терапию" и полностью оплачивающих услуги коммунальников? Попробуем ответить.

Жилищное хозяйство досталось нам по наследству от СССР, когда нефть и газ были дешевы и считать бытовые затраты энергоресурсов было уделом статистики. Но столько лет прошло, а мы по-прежнему не знаем, сколько тепла и воды потребляет конкретный жилой дом и каждая квартира в нем. Лишь один жилец из 10 сверяет свои расходы по индивидуальному счетчику воды, а персональные тепломеры - просто редкость. Хотя Министерство жилищно-коммунального хозяйства убеждает население, что надо учиться считать. Это альфа и омега всех коммунальных реформ. Но специальное постановление правительства, по которому еще в прошлом году все 80-квартирные и более дома нужно было оборудовать групповыми приборами учета воды и тепла, так и не выполнено. Не хватило денег. Как только все жильцы подсчитают количество реально получаемой ими воды и тепла, неминуемо встанет вопрос: кто будет платить за потери в теплосетях и водопроводах?

Действительно, сети - проблема. В большинстве своем они исчерпали ресурс прочности. В начале зимы в поселке Гатово под Минском случилась авария на теплотрассе. Лопнувшую трубу раскопали, а ее стенки - как пергамент. Можно себе представить, сколько тепла ежегодно пропускает такая теплосеть. Если счетчика нет, дополнительные затраты прямиком оказываются в наших с вами платежках. Такая же ситуация с водой. Больше 10 лет подземные коммуникации, да и сами жилые дома не ремонтируются основательно и по нормативу. Добавим сюда элементарную бесхозяйственность, разбитые окна в подъездах - вот вам источники высоких коммунальных тарифов. Теперь за все это приходится расплачиваться тем, кто в сложившейся ситуации никоим образом не виноват.

Мне могут возразить, что с середины 90-х годов в стране действует система безвозмездных жилищных субсидий, то есть адресной поддержки малоимущих, не способных самостоятельно платить за жилье. Схематично это выглядит так: если стоимость коммунальных услуг превышает 25 процентов совокупного дохода семьи, то все, что свыше, государство берет на себя. Да, но если от былой семьи остался один человек, как в случае с Ниной Вашкевич? Тут начинаются странности. Для этой категории и без того обделенных судьбой жильцов установлен норматив субсидирования - 20 квадратных метров. Почему не 25 или хотя бы 33 - это уже получается хотя бы полноценная однокомнатная квартира? Оставшиеся же квадратные метры придется оплачивать на общих основаниях, даже если на пропитание не остается ни рубля. Административная бумажка оказывается сильнее человека. Ей верят, ему - нет.

Говорят, авторы этих нормативных документов надеялись тем самым подтолкнуть одиноких пенсионеров к обмену больших квартир на маленькие. Но кто учел массу негативных психологических моментов? Ведь чем старше человек, тем труднее он адаптируется к новой среде. Вспомните пример "чернобыльцев". Многие из них продали специально построенные минские квартиры и вернулись в загрязненные деревни. Век доживать. Медики называют стресс одной из причин скорой кончины многих переселенцев в чистые зоны.

Если отбросить эмоции, то сегодня в Минске на вторичном рынке жилья однокомнатных квартир вдвое меньше, чем трехкомнатных, они мгновенно раскупаются и в пересчете на квадратный метр самые дорогие. А что говорить о райцентрах и тем более деревнях? Между тем установка на 20-метровую норму субсидирования лишает адресной поддержки большинство одиноких малоимущих людей. Это с одной стороны. А с другой - это на руку тем, кто побогаче.

По статистике, дотации на коммунальные услуги у нас получает около 7,5 миллиона человек. Иными словами, практически все, кто прописан на какой-либо жилплощади. Поскольку стоимость коммунальных услуг, как я уже упоминала, вдвое выше, чем тариф, то за содержание "двушки" коммунальникам возмещается еще около 70 тысяч рублей, "трешки" - порядка 100 тысяч. Одни мои знакомые сделали евроремонт своей трехкомнатной квартиры в центре Минска и сдали ее иностранным квартирантам за тысячу долларов в месяц. Сами переехали в двухкомнатную на периферии. Операция принесет им около 10 тысяч долларов чистого годового дохода, а государство по-прежнему помогает оплачивать содержание их собственности, поскольку по документам ничего не изменилось. Скажете, редкий частный пример? Откройте любую крупную рекламную газету. На пяти полосах мелкого текста риэлтерские агентства предложат внаем квартиры на самый разный вкус. От 100 долларов - за однокомнатную. Причем чаще всего по документам такие квартиры не пусты. В них кто-то прописан, а значит, и за этих виртуальных жильцов государство доплачивает часть стоимости коммунальных услуг. А налоги на сдачу жилья внаем фиксированные и одни из самых низких.

Так из мелких и крупных проблем завязался гордиев узел, разрубить который, как видим, пока не удается.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter