Запуск спутников на орбиту: конкуренция разгорается, цены падают

Гонки на орбиту

На днях Китай запустил первый в мире спутник квантовой связи. А к 2030 году намерен ввести в эксплуатацию глобальную сеть, обеспечивающую защищенную связь на принципах квантовой телепортации. Не прошло и шести десятков лет со дня запуска первого искусственного спутника Земли, сигналы которого, знаменитые «бип-бип», ловили радиолюбители всех стран, как в ближнем космосе стало тесно — на орбитах работают тысячи аппаратов. Глобальную экономику уже невозможно представить без этой армады, которая обеспечивает телекоммуникации, навигацию и прогноз погоды, мониторинг поверхности и контроль состояния объектов, многое другое. 

Орбита_b.jpg

Космонавтика из занятия увлеченных романтиков и мечтателей превратилась в инновационный и очень прибыльный бизнес с оборотом в сотни миллиардов долларов. 

И, как казалось до недавнего времени, со сформировавшимися правилами, установившимися ценами, понятными, предсказуемыми и четко ранжированными игроками. Ведь в мире только Россия, США, Европейский союз, Украина, КНР, Индия, Израиль, Япония обладают ракетно-космическими технологиями. И всего 3 страны активно оказывают услуги по запуску спутников на коммерческой основе (в 2015 году было осуществлено 87 стартов ракет-носителей в космос, из них 29 запущены Россией, 20 — США, 19 стартов провел Китай), а еще 3 — время от времени и в значительно меньшем объеме. 

Как вдруг на рынке появился новый игрок — компания SpaceX Илона Маска, зарегистрированная в штате Калифорния. После того как в мае 2012 года новичок отправил ракету Falcon 9 к Международной космической станции, пришлось пересмотреть все прежние понятия о доступности космических пусков — компания вывела на орбиту аппарат NASA за цену примерно вдвое ниже той, которую предлагали конкуренты. 

В июле 2016 года SpaceX заявила, что выбрала ступень, которая будет повторно использована для запуска ракеты-носителя, запланированного на осень. Напомним, что SpaceX в пятый раз осуществила успешную посадку на плавучую платформу первой ступени ракеты-носителя Falcon 9, которая доставила на орбиту космический грузовик Dragon с научными приборами и оборудованием для МКС. 

Очевидно, что подобный «рециклинг» скажется на снижении стоимости пусков в том диапазоне орбит и весогабаритных параметров космических аппаратов, где провайдером выступает SpaceX со своей Falcon 9. Она не скрывает амбициозных планов: в этом году выполнить 18 миссий, в три раза больше, чем в 2015-м, и таким образом стать доминирующим игроком в своем секторе.

В Европейском космическом агентстве и компании Arianespace занервничали. Под угрозой намерения остаться одним из крупнейших игроков на шестимиллиардном мировом рынке ракет для доставки полезного груза, участие в крупных долгосрочных миссиях, таких как пилотируемые полеты на Марс. 

Ставка делается на модернизацию хорошо себя зарекомендовавшей ракеты Ariane 5, после которой она сможет выводить на орбиту методом двойного запуска крупный аппарат массой в 6,5 тонны в паре с аппаратом средней массы (до 5 тонн), то есть два спутника по цене одного. Впрочем, есть прогноз, что в ближайшее время в космос будет посылаться намного больше микро-, нано- и пикоспутников: чтобы вывести 20—30 таких аппаратов, потребуется всего одна ракета, что повлияет на снижение общего количества запусков.

Но все надежды европейцев на новую Ariane 6 (общая стоимость проекта — 3,4 млрд евро). Недавно Airbus Safran Launchers — крупнейшая в Европе космическая компания — представила проект двигателя, получившего название «Прометей», который сделает будущую Ariane 6 ракетой многоразового использования и поможет отправлять полезную нагрузку в космос за четверть цены, которую приходится платить сейчас. Правда, первое испытание двигателя состоится только в 2020 году. 

Впрочем, космические агентства всех стран не жалеют усилий, чтобы получить заказы, загрузить предприятия, производящие ракеты-носители, повысить их конкурентоспособность. Ведь на кону не только многомиллионные заказы: по данным Федерального агентства США по авиации, реализация возможности дешевого доступа в космос приведет к появлению около миллиона рабочих мест. И здесь все средства хороши: так, министр по космосу Франции заявила, что европейские производители ракет сталкиваются с демпингом со стороны корпораций США, который стал возможен из-за переноса части затрат по запуску коммерческих спутников на государственного заказчика. 

Но самое главное — Европа сильно зависит от США в поставках критических космических технологий. Более чем две трети стоимости компонентов европейских спутников по-прежнему производится не на территории ЕС, а в США. Эта ситуация не меняется последние 10 лет, что приводит к необходимости переправки частей спутников через океан. 

Михаил ВАЛЬКОВСКИЙ

valk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter