Интервью с Надеждой Кучер - минчанкой, признанной лучшей певицей мира

Голос, покоривший мир

Надежда Кучер, победившая на международном конкурсе оперных певцов Би–би–си «Певец мира», — поднялась на олимпийский пьедестал. Даже, наверное, больше: на Олимпиаду отправляется целая сборная, а здесь все шансы и чаяния связаны с одним–единственным человеком. Мы пообщались с Надеждой в Минске: после триумфа певица приехала домой — отдохнуть и встретиться с родными.


— Надежда, поговорим о вашей победе в конкурсе «Певец мира» — с первой попытки удалось взять штурмом эту вершину?

— Со второй. До того два года назад я подавала заявку, и мне удалось дойти только до живого прослушивания.

— Насколько сложно далась подготовка к конкурсу?

— Конкурс носит статус наивысшего в мире, самого престижного, самого труднодосягаемого. Можно сказать, что я к нему готовилась с самого начала овладения музыкальной техникой. Вся моя творческая жизнь до этого момента была, как я сейчас понимаю, подготовкой к конкурсу в Кардиффе. Все, чем я владею в своей профессии, мне пришлось демонстрировать там. Отсюда и определенный выбор программы: у меня была задача показать разные стили, языки и воплощения. И программа должна была производить определенный эффект на публику. Потому что это не просто огромного значения событие для Англии — это шоу на весь мир. Никогда раньше не приходилось петь так, чтобы вокруг тебя везде и всюду были камеры, и разве что в отеле тебя не снимают. Многим ребятам было неприятно. Не могу сказать, что на меня это произвело какое–то отрицательное впечатление, я просто абстрагировалась, старалась не замечать.

— Вы же оканчивали Минское музыкальное училище по специальности «Музыковедение». Как получилось, что начали петь?

— Нам на 4–м курсе полагался факультатив, можно было взять какой–либо инструмент, композицию, а я выбрала вокал. С факультатива все и началось.

— Сразу пошли какие–то успехи?

— Первая удача пришла, когда в конце 4–го курса сдавала академический экзамен вместе с вокалистами, представив маленькую программу. На меня тогда, помню, обратили внимание. Окончив училище, пошла работать в оперный театр, в хор, три года пробыла там — и поступила в Санкт–Петербургскую консерваторию к Тамаре Дмитриевне Новиченко. Это педагог–легенда, в моем становлении она сыграла решающую роль.

— А как вы стали солисткой Пермского оперного театра? Урал — не ближний свет...

— Там работает дирижер Теодор Курентзис, и я ехала не в Пермь, а к нему. Был бы он в другом городе, я бы отправилась туда, это не важно. Я ехала работать с конкретным человеком.

— Курентзис — известный и талантливый дирижер, наверняка и характер у него не сахар?

— Да, но у нас у всех сложный характер. Мы даем такой результат, который стоит любых сложностей. По большей части я занята в проектах Теодора. Мы сыграли очень много! Записали диск с музыкой французского классика Жана–Филиппа Рамо, «Свадебку» Стравинского — она тоже скоро выйдет. «Реквием» Брамса, «Кармина Бурана» Орфа, «Королева индейцев» — самый масштабный проект, который он осуществил, это был фурор и в России, и в Европе.

— А стиль работы Курентзиса вам нравится? Или приходится как–то преодолевать себя?

— Нет, конечно, просто мы давно сотрудничаем, и, скажем так, мне уже этого недостаточно. Мне нужно что–то еще. Так получилось, что Теодор не работает в бельканто, а я всегда мечтала именно об этом. Он не делает французскую музыку, а я ее обожаю. Но, во–первых, не может один человек делать все, во–вторых, многое зависит от личного вкуса, у меня он отличается.

— Любимая партия, любимый образ у вас есть? Что–то такое, «мое–мое–мое»?

— Такого много... Но особенно люблю Марфу в «Царской невесте», потому что это моя первая большая роль. Наверное, у меня с нее началась любовь к опере: еще в училище, помню, она на меня произвела сильное впечатление. И когда начала петь, хотела петь Марфу. На тот момент уже знала всю оперу наизусть, целиком. Когда поступила в Петербург, мечтала спеть в театре консерватории «Царскую невесту». И на втором курсе я это сделала.

— Что бы вы сейчас хотели исполнять?

— Много чего! «Лючию де Ламмермур» я скоро, года через два, буду петь, наконец. А может, и раньше, кто знает? Наверное, после «Царской невесты» это была вторая опера, в которую я влюбилась. Давно ношу ее в себе.

— В Европе иной раз видишь оперные постановки довольно радикальные. Как вы к этому относитесь? Для вас важнее классическая составляющая или по душе эксперименты?

— Мне важно, чтобы то, что происходит на сцене, было логично. Когда в тех задачах, которые поставил режиссер, есть осмысленность, когда это не бред сумасшедшего. Даже будь ты голой на сцене — это должно быть оправданно с точки зрения режиссуры. Я не к тому, что горю желанием выбежать обнаженной на сцену, вовсе нет. Если режиссер гонится за эпатажем и только за ним, то я не знаю пока ни одного успешного спектакля такого рода.

— Много ли вам приходится заниматься?

— Сейчас готовлю новую роль и стараюсь заниматься каждый день по чуть–чуть. У меня есть месяц на подготовку партии — этого более чем достаточно. Конечно, могу выучить ее и за неделю, но тогда придется сидеть целыми днями — я так не люблю. Предпочитаю начать заранее и делать понемножку каждый день. Это что касается выучивания материала. А в плане вокальной практики — если есть возможность отдыхать, то я молчу. К конкурсу в Кардиффе готовилась месяц. Во всех отношениях: в моральном, физическом и в вокальном. Минский музыкальный колледж любезно предоставлял мне три раза в неделю класс, и я занималась с концертмейстером. Ведь что значит заниматься дома? Дома у меня какая–то даже клаустрофобия, потому что небольшое помещение, акустика не та и потом — соседи же кругом, не хочется их мучить! Поэтому дома — это всегда работа вполноги, так что мне с классом очень помогли.

— То есть связи с Беларусью, с Минском не прерываются?

— У меня здесь мама, сестры, племянники. Как появляется «форточка», стараюсь приехать сюда, навестить родных. Но это происходит максимум раз в год. Я очень скучаю по Минску, мне здесь хорошо.

— Есть ли у вас семья, какие–то личные планы?

— Семья есть, в планах — дети. Муж — музыкант, начинающий дирижер, учится в Московской консерватории.

— Что в вашем чемодане, с которым отправляетесь на гастроли?

— Всего по минимуму, потому что тяжести таскать не хочется. Дорожная подушка в самолет — вещь, которую мне нельзя забыть. А так — концертные платья, туфли, ноты. Остальное всегда можно приобрести.

— По–походному. А ведь многие считают, что жизнь на сцене полна блеска...

— Ну, на сцене все блестит!


Справка «СБ»

Надежда Кучер — оперная певица (сопрано). Родилась в 1983 г. в Минске. Окончила Минское музыкальное училище имени М.Глинки, Санкт–Петербургскую государственную консерваторию. Солистка Пермского театра оперы и балета. Неоднократный лауреат различных вокальных конкурсов. Победительница международного конкурса оперных певцов Би–би–си «Певец мира» в Кардиффе, на котором представляла Беларусь.

ovsepyan@sb.by

Советская Белоруссия № 130 (24760). Суббота, 11 июля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter