Голод — не тетка

Обеспечит ли СНГ свою продовольственную безопасность?

Страны Содружества проводят совместные мероприятия по повышению своей продовольственной безопасности

Нынешний век с его внешним социальным благополучием лишь видимость благоденствия. Эксперты уже не первый год бьют тревогу: мировые цены на продовольствие понемногу растут, а это представляет опасность как для бедных, так и для развивающихся стран. Согласно выводам доклада о ситуации с обеспечением продовольственной безопасности в мире, который подготовила Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, уже к 2020 году в глаза голоду придется заглянуть четверти населения земного шара. К этому времени популяция землян вырастет до 7,8 млрд., а падение урожайности в разных странах, вызванное климатическими переменами, приведет к тому, что дефицит выращиваемой пшеницы достигнет 14 %, на 11 % меньше, чем необходимо, будет производиться риса, на 9 % — кукурузы. При таких мрачных пророчествах волей-неволей задумаешься: не грозят ли голодные времена нашему региону?

Накормить 280 миллионов человек

На недавней международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию Содружества, председатель Исполнительного комитета СНГ Сергей Лебедев подчеркнул, что характерная особенность нынешнего этапа развития экономического и политического объединения заключается в том, что сотрудничество стран в ключевых сферах осуществляется на базе тщательно проработанных и масштабных по своему содержанию документов. Не последнее место среди них занимают решения по повышению продовольственной безопасности государств — участников СНГ. Еще в ноябре 2008 года в Кишиневе Совет глав правительств Содружества утвердил комплекс совместных мер по этой тематике. А в конце 2010 года в Санкт-Петербурге этот же орган принял Концепцию повышения продовольственной безопасности своих стран. Минувший 2011 год проходил как год повышения продовольственной безопасности во всех государствах Содружества. Что же из намеченного уже реализовано, каковы результаты и что в перспективе? Ведь СНГ занимает огромную территорию, где проживает 280 миллионов человек.

Ключевой фактор? Да

— В государствах СНГ разные природно-климатические условия, различный уровень развития агропромышленного комплекса, значит, и разные урожаи на полях, производство молока и мяса на фермах, поставки потребителям. Все это влияет на обеспеченность населения продуктами, а если короче — на то, что мы имеем на нашем столе, чем и как питаемся, — рассуждает первый заместитель председателя Исполнительного комитета СНГ Владимир Гаркун. — Поэтому продовольственная безопасность представляет собой составную часть экономической безопасности стран Содружества. Это ведь, во-первых, ключевой фактор сохранения их государственности и суверенитета, а во-вторых, важнейшая составляющая системы жизнеобеспечения и демографической политики. А также необходимое условие сохранения здоровья, физической активности, долголетия и высокого качества жизни населения каждого государства.

Специалист замечает: главное в данном случае — формирование согласованной агропромышленной политики. Она базируется на выработке и реализации своевременных мер реагирования на дисбаланс продовольственных рынков. «Причем эти меры должны носить упреждающий характер, чтобы разные негативные явления, случающиеся не по нашей вине, не застали Содружество врасплох», — уточняет Владимир Гаркун.

В обобщенном виде оценка состояния продовольственной безопасности населения определяется следующими факторами. Физическая и экономическая доступность продовольствия. Далее — безопасность продовольствия для потребителей. И, конечно же, продовольственная независимость государств СНГ. С этой целью разрабатываются и реализуются экономические, организационные и иные меры.

На что способны аграрии СНГ?

Имеют ли возможность агропромышленные комплексы государств Содружества в полной мере обеспечить население региона продовольствием? Да, утверждают специалисты исполкома СНГ, но только при условии проведения согласованной аграрной политики. Содружество сможет полностью использовать потенциал общего аграрного рынка, успешно конкурируя с транснациональными компаниями, производителями США, Евросоюза, государств Юго-Восточной Азии. И вполне естественно, что в последнее время наблюдается понимание необходимости сотрудничества в рамках СНГ и увеличения объемов взаимной торговли продукцией АПК. Сегодня ее производство в странах Содружества объективно обусловлено разнообразием экономических условий, различной землеобеспеченностью, снижением доли сельского населения. К примеру, больше приходится сельхозугодий и площади пашни на душу населения в Казахстане — 5,3 га и 1,45 га соответственно, меньше — в Кыргызстане — 0,88 га и 0,25 га. В Молдове эти показатели составляют 0,69 га и 0,5 га, в Армении — 0,65 га и 0,14 га.

Воля и желание

В исполкоме СНГ неоднократно заявляли: сегодня назрела необходимость создания общего продовольственного рынка с довольно развитыми связями по ввозу и вывозу продуктов питания. Ведь потребление продовольствия во многих государствах Содружества превышает производство и в значительной мере обеспечивается за счет импорта. Проблема весьма масштабна, однако у руководителей стран СНГ есть твердая политическая воля и желание решить ее.

Конкретные и очень серьезные шаги в данном направлении уже сделаны. Таможенный союз Беларуси, России и Казахстана, зона свободной торговли, Единое экономическое пространство (ЕЭП), помимо всего прочего, помогут снять многие барьеры во взаимодействии стран Содружества в области аграрной политики.

Довольно острая проблема агропромышленного комплекса СНГ — низкий уровень промышленной переработки, несоответствия основным требованиям международных стандартов, слабое внедрение инновационных разработок в аграрное производство. И как следствие — недостаточный уровень конкурентоспособности продуктов питания. Жизнь настоятельно требует быстрейшего решения этих проблем. Иначе в ближайшем будущем государства Содружества могут столкнуться с довольно неприятными явле-ниями. Такими, как значительное технико-технологическое отставание отраслей АПК, недостаточный уровень доходов населения и экспансия более дешевой импортной продукции. В этой связи, считают специалисты, целесообразно создание благоприятных условий для внешнеторгового оборота продовольствия.

Важные, очень конкретные шаги

Государства СНГ разработали свои собственные законы о продовольственной безопасности. Подготовлена и утверждена методика расчетов и форма совместных балансов важнейших видов продовольствия. По предложениям стран Содружества ежегодно готовится ежегодный баланс производства и потребления важнейших видов продуктов. Недавно при Межправительственном совете по вопросам АПК СНГ создан конъюнктурный центр по анализу и прогнозированию развития рынка важнейших видов продовольствия.

Совершенствуется нормативно-правовая база в этой области. Проведен анализ и подготовлены предложения по функционированию Общего аграрного рынка стран Содружества и рынков важнейших видов сельхозпродукции. Налажено сотрудничество по выращиванию сельхозкультур и селекционной работы. Подготовлены предложения о целесообразности совместного производства на предприятиях стран СНГ.

Чем же может обернуться для стран Содружества реализация комплекса совместных мер? Специалисты исполкома СНГ уверены, что продовольственная безопасность этого объединения, безусловно, укрепится. Для каждого государства расширится и рыночное пространство. Возрастет производство и его масштабы, занятость и доходы сельских товаропроизводителей. Повысится устойчивость конъюнктуры рынка каждого участника СНГ и всего Содружества в целом, будут созданы условия для более полного и эффективного использования природных, производственных и финансовых ресурсов.

Данная концепция, безусловно, поспособствует обеспечению суверенитета и национальных интересов государств СНГ. Появятся условия для свободного доступа товаров национальных производителей на рынки своих соседей и не только.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter