Глубокий отжим

Детям полезны витамины, а не суррогаты

Детям полезны витамины, а не суррогаты


В необычном, почти ярмарочном антураже начиналось очередное заседание коллегии Комитета государственного контроля. Огромный холл Минского дворца детей и молодежи заполнили десятки стендов–прилавков с яркими коробками, бутылками, банками. На каждом стенде соки, нектары и прочее витаминное питье предлагалось для дегустации. А поскольку занятия во дворце не прерывались, то стаканчик–другой норовила ухватить и шустрая ребятня. Ей не отказывали.


Эффектный и убедительный замысел! Главными потребителями соков являются наши дети. Значит, соки должны быть, во–первых, безупречно качественными. Во–вторых, желательно производить их самим. Этот очевидный сигнал адресовался всем, кто в Беларуси соки производит и продает. Ярмарочный настрой мгновенно испарился в актовом зале, куда КГК пригласил всех причастных к делу. Разговор был жестким.


Соки и соковую продукцию в Беларуси производят полсотни предприятий. Только 10 самых крупных из них, чьи торговые марки на слуху (ОАО «Савушкин продукт», ОДО «Фирма «АВС», Борисовский консервный завод, ИП «Старая крепость», ОАО «Гормолзавод № 2»...) могут вырабатывать 140 тыс. тонн продукции в год. То есть способны даже превысить потребность внутреннего рынка, которая составляет 100 — 120 тыс. тонн. Отрасль имеет серьезный экспортный потенциал. Но пока происходит обратное: импортные производители вытесняют белорусских даже с нашего рынка. Причем методами отнюдь не рыночными.


Как это происходит, каждый может убедиться практически в любом универсаме, супер– или гипермаркете. Скажем, коробки импортного сока одного наименования стоят на полках броской двухметровой шеренгой — на видном месте, лицом к покупателю. Только руку протяни! А белорусские соки десятка разных наименований стоят «в затылок» где–то в незаметном месте. И хотя упаковка ничуть не хуже, найдет ее не каждый и не каждый за ней нагнется. Примерно то же происходит, например, с шоколадом — об этом газета также не раз сообщала. Маленькие торговые хитрости.


Небесплатные, как правило. Комитет госконтроля имеет доказательства, что некоторые импортеры «проплачивают» размещение продуктов от «нужных» производителей в прикассовых зонах либо в наиболее доступных покупательскому взору местах торгового зала. Сумма «премиальных» может составлять до 10 процентов стоимости партии...


«Эту партизанщину мы прекратим! Экспансию импортных соков остановим!» — эмоционально и не единожды повторил председатель КГК Зенон Ломать как участникам «сокопроводящего» рынка, так и журналистам. В последнем случае сигнал явно адресовался покупателям.


Наш читатель и покупатель вправе спросить, не останемся ли мы без экзотических соков манго, киви, ананасов и прочих заморских фруктов? Во–первых, в сопредельных странах (откуда к нам поступает львиная доля напитков) эти плоды также не произрастают. Как правило, соки и нектары производятся из одних и тех же концентратов, но продаются в своей упаковке, под своим брэндом. Во–вторых, вопрос и не ставится так, чтобы вовсе запретить импортные соки. Что невозможно и в принципе: открытость рынка предполагают межгосударственные соглашения. Те соки, которые у нас не производятся, должны быть на прилавках, покупатель будет иметь выбор. Вопрос лишь в честной конкуренции, которую белорусские соки, несомненно, могут и должны выиграть.


Они, как правило, дешевле. Сравнительный анализ в одном из минских универсамов показал такие цифры. Литровая упаковка яблочного сока Борисовского консервного завода (торговая марка «Асалода») стоит 2.400 рублей, бобруйского ИП «Старая крепость» («Сочный фрукт») — 2.700. Цена импортных соков с той же рецептурой и в такой же упаковке колебалась от 3.800 до 7.460 рублей.


Белорусские продукты — это хорошо известно на постсоветском пространстве — проходят самый жесткий технологический и гигиенический контроль. Своим качеством и упаковкой они отвечают самым строгим требованиям. Но для некоторых посетителей «ярмарки» было откровением, что соки, которые считаются импортными, оказываются белорусскими. Сбивают с толку названия, написанные латинскими буквами. Надо внимательнее читать этикетки!


Конечно, не все просто. Технология некоторых заводов устарела. В стране до сих пор не производится принятый во всем мире тетрапакет. Значит, есть потенциал для роста. Речь не только об экспортном потенциале. Чтобы достичь среднеевропейской нормы потребления сока, нам предстоит увеличить его производство в три–четыре раза. Некоторым производителям тоже был дан ясный сигнал: за вас заниматься рекламой, маркетингом, продвижением соков на белорусский рынок никто не будет. Работайте сами!


Сколь серьезны намерения государства в этом направлении, показал один эпизод. На трибуну был приглашен представитель крупной торговой сети, имеющей как гипермаркеты, так и небольшие магазины. Проверка выявила помимо названных торговых хитростей случаи вовсе нетерпимые: сок белорусских производителей отказывались принимать. От руководителя потребовали объяснений. Внятных не нашлось. Хотя когда–то фирма клятвенно обещала продвигать преимущественно белорусские продукты. Напоминание об этом было, скажем так, весьма убедительным.


К слову, во второй половине дня заседание коллегии продолжилось уже в главном офисе КГК. Разговор шел о том же: каков вообще объем импортных закупок в Минске, насколько они целесообразны и что делает Мингорисполком для их оптимизации.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter