Глубина взаимных интересов

Белорусские нефтяники в Латинскую Америку пришли около пяти лет назад...

После недавнего визита Президента в Латинскую Америку стало очевидно: белорусское присутствие в регионе может быть значительно расширено. В самых разных сферах. Совместная добыча полезных ископаемых — одна из ключевых тем. Белорусские нефтяники в Латинскую Америку пришли около пяти лет назад. Начинали с чистого листа. И сегодня не на словах, а на деле они могут демонстрировать результаты совместных трудов. Судя по динамике развития отношений между Беларусью и Венесуэлой, это лишь начало начал, уверен генеральный директор производственного объединения «Белоруснефть» Александр Ляхов.


— Александр Андреевич, скажите, лет десять назад виделось возможным присутствие «Белоруснефти» в Латинской Америке?


— Разумеется, нет. Предпосылок для этого не было. Возьмем советское время. Тогда на нефтяных промыслах Венесуэлы доминировали американские компании. И присутствие советских специалистов, понимаете сами, исключалось в принципе. А вот уже с приходом президента Уго Чавеса ситуация кардинально изменилась. Прежде всего благодаря дружеским отношениям, которые сложились между главами Беларуси и Венесуэлы, стал возможным и наш приход на этот рынок.


— Известно, что нефтяная Венесуэла привлекает очень многих, но далеко не всем удается закрепиться на этом рынке. Что смогла предложить «Белоруснефть» и чем пришлась ко двору?


— Прежде всего опытом и технологиями, системностью и стабильностью. Кроме того, на протяжении многих лет наши специалисты работают в сложных горно–геологических условиях на отечественных месторождениях, которые находятся на последних стадиях разработки. Поэтому для венесуэльских нефтяников, столкнувшихся с проблемами дальнейшей разработки именно старых месторождений, опыт белорусских коллег оказался бесценным.


— И о чем можно говорить уже сегодня?


— Изначально сфера приложения наших сил в сотрудничестве с Национальной нефтяной компанией Венесуэлы включала добычу нефти, сейсморазведку, поставку продукции нефтяного машиностроения. По этим направлениям и работали. Шесть лет назад в Венесуэле было создано представительство РУП «Производственное объединение «Белоруснефть». Через год зарегистрировали совместные предприятия по сейсморазведочным работам — АО «Сисмика БелоВенесолана» и добыче нефти — АО «Петролера БелоВенесолана».


— Если не ошибаюсь, к добыче нефти приступили практически сразу.


— В 2008 — 2009 годах совместное предприятие «Петролера БелоВенесолана» вело добычу только на двух месторождениях: Блок Х Лаго Медио — на западе страны и Гуара Эсте — на востоке. Сегодня в активе совместного предприятия уже 7 нефтяных и 6 газовых месторождений. За 2008 — 2011 годы фактическая добыча СП превысила 3,1 миллиона тонн нефти и 1,6 миллиарда кубометров газа. В этом году по нефти планируем выйти на 1,2 миллиона тонн.


— И с чем это можно сравнить?


— Показательнее всего сравнивать с Беларусью. Например, объем добычи нефти в этом году у нас составит около 1 миллиона 660 тысяч тонн. Практически к такому же объему мы приблизились и в Венесуэле. Или — попутный газ. В Беларуси добываем около 200 миллионов кубометров в год, в Венесуэле — 700 миллионов, то есть более чем в три раза.


— Для нашей страны это...


— ...дополнительный приток валюты. За четыре года — свыше 100 миллионов долларов. Мы зарабатываем на добыче нефти, нефтесервисных услугах, поставке геофизической техники отечественного производства. Отмечу, в основе этих и любых других новых проектов лежит экономика. Если результаты положительные, значит, выигрывает и предприятие в частности, и государство в целом.


— Среди достижений белорусских нефтяников в Венесуэле — открытие новой залежи в районе озера Маракайбо. Как оцениваете перспективы?


— Да, бурение двух высокопродуктивных скважин в одном из старых районов нефтедобычи, который разрабатывается почти 100 лет, свидетельствует о том, что открыта новая залежь. Таких притоков здесь уже давно не получали. Скважины дали дебит, который в несколько раз превысил дебит по скважинам в западном регионе. Их проводка велась по технологиям и при непосредственном участии белорусских нефтяников. Примечательно, что для нас это был первый опыт работы на воде. До сих пор мы бурили скважины только на суше.


— Что, на ваш взгляд, привнесли белорусы в развитие нефтяной отрасли Венесуэлы и что взяли для себя?


— Сейчас в совместных предприятиях работает около 100 белорусских специалистов — команда профессиональная и сплоченная. Наши лучшие кадры. Мы делимся опытом с венесуэльскими коллегами и одновременно учимся у них. Идет постоянный процесс обоюдного обмена идеями, мнениями, технологиями. А еще выстраиваются чисто человеческие дружеские отношения. Ведь работаем в одной связке, участвуем в общих социальных проектах. Вспомните землетрясение на Гаити. Наши совместные предприятия помогали пострадавшим. Отчисляют средства СП и на строительство социального жилья, и на решение экологических вопросов. Все это, конечно, согласовывается с нашим руководством. Так что эти проекты можно считать вкладом Беларуси в улучшение социальных условий венесуэльцев. Наше сотрудничество уже вышло за рамки чисто деловых контактов отдельно взятых компаний двух государств.


— Если затронуть стратегические планы «Белоруснефти», какие из них связаны с Каракасом?


— В международной деятельности на первом месте сегодня добывающий проект в Венесуэле. О его перспективности говорят остаточные извлекаемые запасы нефти страны, которые превышают уровень белорусского региона почти в два раза. Однако в дальнейшем будет все сложнее наращивать объем добычи только за счет дополнительных активов. Поэтому делаем ставку на новые технологии и более эффективную разработку уже существующих месторождений. Здесь на первый план выходит наука. С 2009 года в составе СП «Петролера БелоВенесолана» действует управление по науке и инновациям, которое использует эффективные разработки научного центра «Белоруснефти» — института «БелНИПИнефть». Освоение и внедрение новейших технологий позволяет определять состояние месторождений, повышать эффективность освоения залежей, стабилизировать уровни добычи нефти, а также более точно подходить к выбору геолого–технических мероприятий, повышать их результативность.


— После недавней поездки Президента в Латинскую Америку новые перспективы открылись для Беларуси и в сотрудничестве с Эквадором. Для «Белоруснефти» — также?


— Перспективы, конечно же, есть. Делегация крупнейших в Республике Эквадор предприятий «Петроэквадор» и «Петроамазонас» уже посетила «Белоруснефть». Уточню, «Петроэквадор» — это государственная нефтяная компания. Она добывает в год более 14 миллионов тонн нефти и контролирует большую часть отрасли в стране. Во время встречи обсудили варианты сотрудничества. Зарубежные специалисты познакомились с потенциалом «Белоруснефти»: специализированной техникой по нефтяному сервису, организацией сейсморазведочных работ, технологиями, применяемыми на наших скважинах, посетили лаборатории института «БелНИПИнефть». В июле планируется поездка белорусских нефтяников в Эквадор.


— Сценарий развития отношений с Эквадором: по аналогии с Венесуэлой или существуют свои особенности?


— Прежде всего изучаем возможность работы наших специалистов в области нефтесервисных услуг — это сейсморазведка и повышение нефтеотдачи пластов. Есть свои особенности в геологии, расположении месторождений. Но все нужно изучать предметно и все просчитывать.


— Удаленность этой страны от Беларуси сказывается?


— По сути, расстояние уже не имеет значения. Сейчас средства коммуникации позволяют работать практически в любой точке мира. Сегодня в цене — кадровый и технико–технологический потенциал. И у нас это есть.


Фото предоставлено пресс–службой предприятия «Белоруснефть».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter