Глоток "живой воды"

В корреспондентский пункт "СБ" в Гомеле позвонил местный житель: "Помогите! Нам, больным хронической почечной недостаточностью четвертой (последней.
В корреспондентский пункт "СБ" в Гомеле позвонил местный житель: "Помогите! Нам, больным хронической почечной недостаточностью четвертой (последней. - И.Т.) стадии, в очередной раз задерживают поставку растворов перитониального диализа. Все мы - инвалиды I группы. И без достаточного количества этого раствора скоро погибнем. Обычно нам необходимо четырежды в день заливать препарат в живот по 2 литра за раз. Вчера лекарство закончилось, новая его партия еще не поступила, и врачи вынуждены были дать всем больным лишь по 500 граммов раствора на целый день. Я не представляю, как смогу пережить хотя бы несколько суток на таком "голодном пайке".

Через два дня к зданию Гомельского территориального медицинского объединения (ТМО) ј 2 подъехали две фуры с растворами. Их уже ожидали 40 человек. Люди с отекшими лицами буквально расхватывали лекарство, подсчитывая на какой срок им хватит "живой воды". Получилось - 35 дней. Но успеет ли следующая поставка растворов именно к этому сроку? Не повторится ли смертельно опасное ожидание?

...Еще шесть лет тому назад в медучреждениях нашей страны перитониального диализа не было, и больные с диагнозом хроническая почечная недостаточность (ХПН) последней стадии могли надеяться только на пересадку почки или на подключение к аппарату "Искусственная почка" (гемодиализ). И то и другое доступно лишь единицам. Поэтому большинство больных, которых можно было бы спасти, умирали. Так было до тех пор, пока в 1996 году, сортируя пришедшие с гуманитарной помощью медикаменты, врачи Гомельского ТМО-2 не обратили внимание на упаковки с неизвестными тогда им растворами. Стали разбираться и вскоре выяснили, что получили растворы для самого современного и самого удобного метода жизнеобеспечения больных ХПН. Широко распространенный в мире метод перитониального диализа не только не привязывает пациента к больнице, как аппарат "Искусственная почка", но и позволяет ему работать, заниматься физкультурой, даже путешествовать. Иными словами, жить долгой и достаточно активной жизнью.

Первую в Беларуси операцию по перитониальному диализу гомельские врачи делали, сверяясь с учебной видеокассетой, - вставили в брюшную полость безнадежного пациента катетеры для заливки и слива лекарственного раствора. Операция удалась, и больной выжил. Но теперь ему четырежды в день надо было промывать через катетеры свою брюшную полость. И так - всю жизнь...

Два года назад "гомельский метод" был официально признан на международной конференции по перитониальному диализу и Министерство здравоохранения рекомендовало его распространение по всей стране. Благодаря этому были фактически спасены от смерти 40 жителей Гомельской области и около 15 минчан. Дальше, к сожалению, метод не распространился. Одна из причин тому - высокая стоимость растворов (дневная норма - около 30 долларов).

Поначалу отделение нефрологии Гомельского ТМО-2 снабжалось растворами из республиканского и городского бюджетов. Затем поставки стали исключительно централизованными - у города не хватает средств на финансирование больных. Растворы для диализа теперь закупает республиканская "Медтехника". И начались перебои с поставками "живой воды" - короткие (пока?) промежутки времени, когда поставки препарата по разным причинам задерживаются, а больные ХПН остаются один на один с перспективой близкой смерти. Ведь иногда больной может погибнуть, пропустив три процедуры диализа...

Конечно же, ситуацию можно было бы облегчить, если бы препарат не приобретался в Германии, а производился белорусскими фармакологами. Подобный проект обсуждался несколько лет назад, но один из прежних заместителей министра здравоохранения тогда "отрезвил" медиков: "Отечественный выпуск препарата имеет смысл только в том случае, если на перитониальном диализе будет находиться не менее тысячи человек". "Это - замкнутый круг, - считает главный врач Гомельского ТМО-2 Степан Крот. - Раствор сейчас поступает только на 40 человек. Тенденции таковы, что Минздрав вряд ли сможет увеличить объемы закупок препарата в ближайшее время. Это значит, что мы не сможем перевести на перитониальный диализ большее количество пациентов. Поэтому об отечественном производстве мечтать не приходится. Хотя выпуск препарата в Беларуси дал бы шанс выжить многим сотням умирающих людей от последней стадии ХПН".

В отделение нефрологии Гомельского ТМО-2 постоянно звонят коллеги из Житковичей, Светлогорска, Ветки, из других райцентров с одним только вопросом: "У нас есть больной с хронической почечной недостаточностью (ХПН) последней стадии. Умирает. Возьмете к себе на гемодиализ или на перитониальный диализ?" "В большинстве случаев мы, как это нам ни тяжело, вынуждены говорить районным врачам твердое и жесткое "Нет!". Потому что все "места" на гемодиализе и на перитониальном диализе в Гомеле заняты, и потеснить мы никого не можем", - сетует заведующий отделением нефрологии Гомельского ТМО-2 Андрей Ворущенко.

Появление в нашей стране метода перитониального диализа спасло жизни лишь 55 человек. Прекращение поставок растворов из Германии убьет и их. Но спасенных будет в сотни раз больше, если появится отечественное производство "живой воды".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter