Глобальное потепление?

В Беларуси намечается существенное потепление предпринимательского климата - такие мысли навевает недавно опубликованный Декрет Президента N 21.
В Беларуси намечается существенное потепление предпринимательского климата - такие мысли навевает недавно опубликованный Декрет Президента N 21. Документ продлил перерегистрацию хозяйствующих субъектов еще на год и поручил Совмину максимально упростить затянувшуюся процедуру. За последние 5 лет отечественный бизнес пережил две перерегистрации и устал стоять в очереди. По данным начальника управления Министерства предпринимательства Юрия Зюзенкова, из 53,5 тысячи малых предприятий, имевшихся в 1999 году, на сегодня осталось немногим более половины.

Вообще, малым бизнесом в стране занимается 7 процентов занятого в народном хозяйстве населения, а доля участия его в создании валового внутреннего продукта - не более 9 процентов. Как считает глава представительства МФК в Беларуси Карл Дагенхарт, сектор малого и среднего бизнеса в нашей стране настолько мал, что ставит под угрозу большие реформы. Трудно переоценить роль предпринимательства и в притоке инвестиций. Понимание важности и нужности бизнеса есть, это заявлено на самом высоком уровне, но, к сожалению, нет любви. А посему регистрация частного предприятия представляет собой 7 трудоемких и сложных процедур, в среднем длится 120 дней и стоит 400 долларов. В Канаде, например, где издержки, связанные с началом бизнеса, признаны самыми небольшими, есть 2 регистрационные процедуры, весь процесс занимает 2 дня и стоит 280 долларов. На заявительный принцип открытия "своего" дела готовится перейти Россия. Проект соответствующего закона уже внесен в Госдуму и прошел первое чтение.

Камнем преткновения для отечественных бизнесменов стал запрет на регистрацию по домашнему адресу. По данным Министерства предпринимательства, 46 процентов юридических лиц именно его указывали в учредительных документах. Но Гражданский и Жилищный кодексы нарушили баланс, требуя, чтобы офисы размещались только в нежилых зданиях. Однако в Минске, как и в других крупных городах, даже теоретически трудно найти свободное помещение под офис. Спрос породил предложение - "черный" рынок гарантийных писем на юридический адрес. Тогда чиновники регистрирующих органов, дабы застраховать себя от обмана, стали требовать от регистрирующихся предпринимателей копии техпаспортов, планы этажей и прочую бумажную чушь, никакими нормативными актами не предусмотренную. Расхожим анекдотом стало требование Минского райисполкома к учредителям предоставить справку УВД о подлинности их паспортов. Минский горисполком по просьбе Минтруда отказывался регистрировать производственные предприятия без разрешения городской инспекции труда. На получение "неуставного" документа порой уходило 3 недели. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Чиновники всего лишь страховали себя от неприятностей так, как это у них получалось.

Ужесточение регистрационных процедур произошло в 1999 году потому, что в стране процветал "серый" бизнес - пресловутые фирмы-однодневки. Однако двухлетняя катавасия с перерегистрацией только подтвердила мировой опыт. Нагромождение барьеров на пути к рынку побуждает предпринимателей не улучшать качество продукции, товаров и услуг, не повышает защиту потребителей и не способствует созданию конкурентной среды, зато напрямую помогает росту коррупции и теневой экономики.

Таким образом, к ноябрю правительство готовит масштабную либерализацию процедуры регистрации субъектов хозяйствования. Министерство предпринимательства планирует закрепить ее соответствующим законом. Комиссия парламента под руководством Михаила Борового рекомендовала включить рассмотрение закона о регистрации юридических лиц в план работы Палаты представителей на 2002 год.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter