Глазастая таможня

На западной границе Союзного государства заработала сканирующая система контроля большегрузных автомобилей

На западной границе Союзного государства заработала сканирующая система контроля большегрузных автомобилей


ВЫРАЖЕНИЕ «неинтрузивный контроль» все чаще можно услышать в привязке к слову «таможня». В переводе на понятный язык — это сканирование, неразрушающий контроль. Вначале в Бресте, на границе Союзного государства и Евросоюза, появился передвижной инспекционно–досмотровый комплекс. А с минувшей недели на пункте таможенного оформления «Козловичи» Брестской таможни, где сегодня оформляется до 80 процентов грузов, перевозимых автотранспортом между государствами–участниками Таможенного союза и Евросоюза, начал действовать стационарный ИДК. Комплекс используется для получения изображения перевозимых товаров без вскрытия транспортного средства.


В Едином экономическом пространстве растет объем международной торговли, одновременно увеличивается и вероятность ввоза незаконных грузов — без оформления и уплаты таможенных пошлин, повышается риск ввоза оружия, взрывчатых веществ и наркотиков.


— У Брестской таможни двуединая задача: с одной стороны, быстро пропустить груз, с другой — поставить заслон запрещенному товару, — начальник Брестской таможни Леонид Досов рассказывает, как с помощью современных средств таможенного контроля можно противодействовать различным рискам.


Многие программы на границе реализованы благодаря бюджету Союзного государства. К слову, о перспективах дальнейшего таможенного сотрудничества в Союзном государстве, разработке и реализации новых программ шла речь и во время недавней встречи Государственного секретаря Союзного государства Григория Рапоты с председателем Государственного таможенного комитета (ГТК) Беларуси Александром Шпилевским. Обсуждались также вопросы исполнения Программы первоочередного развития таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления на территории Беларуси, а также исполнение Программы информационных технологий общих таможенных процессов на территориях государств–участников Союзного государства.


Однако в том, чтобы белорусская таможня была надежным щитом в защите экономических интересов не только между ЕС и ТС, а между Западом и Востоком, заинтересованы не только Беларусь, Россия и Евросоюз. Порядка 4 миллионов долларов безвозмездной помощи выделил Китай на установку, наладку и обслуживание первого на западной границе Таможенного союза стационарной сканирующей системы контроля большегрузных автомобилей.


С вводом ИДК качество досмотра перешло на более высокий уровень. Новый комплекс может проверять до полутора десятков грузовиков в час. Работать он будет круглосуточно.


— Раньше при возникновении вопросов приходилось разгружать автомобиль, пересчитывать товар, сверять с документами, которые представил водитель. Теперь этого не требуется. Оператор, следящий за процессом по видеосвязи, может получать высококачественное рентгеновское изображение, делает его анализ и решает — подлежит машина дополнительной проверке или отправляется для дальнейшего таможенного оформления. Три–четыре минуты — и мы принимаем взвешенное, аргументированное решение, — детализирует новые возможности в работе Брестской таможни Леонид Досов.


Процесс сканирования выглядит так. Подозрительную фуру загоняют в специальный ангар. Рентгеновский луч мощностью 6 мегаэлектронвольт без проблем «видит» товары, скрытые внутри фуры, даже если вместо тента — стальная пластина толщиной до 30 сантиметров. При этом нормы безопасности не нарушаются благодаря заградительным шлагбаумам и инфракрасному барьеру. Человеку бояться нечего: если водитель или таможенник заступит за барьер, рентген автоматически отключится. Так что за свое здоровье соприкасающиеся с ИДК могут не беспокоиться.


— Допустим, в контейнере находятся продукты питания, косметика, лекарства. Не изменится ли их качество? — пытаюсь выяснять «вред» установки.


— Ни в коем случае, — заверяет Леонид Досов. — Даже на электроаппаратуру, на транспортное средство рентген не действует.


В тестовом режиме комплекс работает около двух недель, и за это время таможенники выявили несколько «левых» партий спиртного, продуктов питания и даже живых цветов, которые ехали в Россию.


— В ближайшем будущем инспекционно–досмотровый комплекс появится на железной дороге — для сканирования грузов в контейнерах, — поделился планами Леонид Досов.


Установка ИДК — это лишь часть той большой работы, которая сейчас ведется на западной границе Таможенного союза. Государственным таможенным комитетом Беларуси разработана Комплексная программа развития инфраструктуры автодорожных пунктов пропуска на 2011–2015 годы. В минувшем году сделано очень многое по всему периметру границы. Как сообщили корреспонденту «СОЮЗа» в пресс–службе ГТК, на границе с Польшей завершено строительство автодорожного пункта пропуска «Домачево», продолжалось строительство автодорожного пункта пропуска «Песчатка», ведется реконструкция автодорожных пунктов пропуска «Привалка» на границе с Литвой и «Григоровщина» на границе с Латвией, разрабатывается проектно–сметная документация на реконструкцию автодорожных пунктов пропуска «Верхний Теребежов» на границе с Украиной и «Урбаны» на границе с Латвией.


Результат очевиден: после ввода в эксплуатацию автодорожного пункта пропуска «Домачево» и приграничного грузового терминала «Козловичи–2» проектная пропускная способность по сравнению с 2010 годом увеличилась с 23,7 тысячи до 28 тысяч автомобилей в сутки. Это позволяет белорусским таможенникам работать быстро и качественно. А перевозчикам — не стоять, как это бывало раньше, в очередях.


valentinak3@yandex.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter