Глаз — алмаз

Они ковали Победу на фронтах Великой Отечественной войны, а в первые послевоенные годы возрождали таможни на восстановленной западной границе Советского Союза

Наши земляки ковали Победу на фронтах Великой Отечественной войны, а в первые послевоенные годы возрождали таможни на восстановленной западной границе Советского Союза. О том, как это было, вспоминают Юрий Павлович Саяпин и Федор Николаевич Горин — гродненские таможенники, фронтовики и друзья, чья выслуга в таможенных органах составляет в сумме 90 лет.


...После освобождения западных областей Советского Союза от немецко–фашистских захватчиков встал вопрос о восстановлении государственной границы и ее пограничной и таможенной охране. На территории БССР в октябре 1944 года была открыта Брестская таможня, в декабре — Берестовицкая, в феврале 1945–го — Гродненская, а в июне того же года в столичном аэропорту открыта и Минская таможня.


В труднейших условиях белорусские таможенники самоотверженно выполняли свой долг. Сотрудниками одной лишь Брестской таможни в 1945 году было задержано 6 нарушителей границы, 369 единиц огнестрельного оружия и контрабандных товаров на сумму более 500 тысяч рублей (по ценам довоенного времени. — Авт.). В таможенном отношении было оформлено 479 советских и иностранных поездов.


Вспоминает Юрий Саяпин:


— В начале мая 1945 года на таможенный переход с польской стороны прибыла тяжело нагруженная грузовая автомашина, плотно укрытая поверх груза брезентом. Находившийся в кабине майор ничего вразумительного о грузе сказать не мог. Предложил ему проехать в таможню для досмотра, однако машина рванула с места. Пограничники дали очередь из автомата по колесам, грузовик завилял, но не остановился и вскоре скрылся.


Следы от шин привели нас в один из дворов близлежащей деревни. Но там машины не оказалось. Предложили хозяину открыть большой сарай и ...увидели грузовик с простреленными колесами. Кузов под самый верх тента был набит чемоданами, коробками, тюками и т.п. Оказалось, майор собирал все эти вещи под бомбежкой на Берлинском вокзале: жители города осаждали переполненные поезда, идущие на запад. С багажом в вагон не попасть — вот и бросали. Груз мы конфисковали.


В те годы было немало репатриантов. Составы из 50 — 60 товарных вагонов, в каждом из которых размещалось по 1 — 2 семьи с имуществом и домашними животными, мы досматривали на станции Лососно. Как–то наш сотрудник подошел к лошади, хозяева вдруг встревожились. Стали искать причину тревоги и нашли золотые монеты царской чеканки. Они лежали на полу, прикрытые... навозом.


Опыт, внимательность, интуиция — вот и вся наша, так сказать, спецтехника в тот период.


Однажды досматривал вещи польского гражданина. Вел себя тот довольно нервно. В ручной клади — ничего. А в каблуках, в высверленных отверстиях, затем подбитых набойками и разношенных, находилось несколько 20–долларовых золотых американских монет. Когда пассажир понял, что все это будет конфисковано, схватил со столика перочинный нож и стал вскрывать себе вены на руках. Поднялась суматоха, но все обошлось...


В другой раз в поезде, следовавшем из Польши, мое внимание привлек заклеенный конверт в вещах польской гражданки. Письмо на польском языке было следующего содержания: «Дорогой Миша, посылаю 50 дорогих наручных часов. Продай их, купи новый автомобиль и организуй его переправку через границу с кем–либо из репатриантов». Тщательно проверили ее ручную кладь, все купе — безрезультатно. Личный досмотр тоже ничего не дал. Уже и поезд пора отправлять... И в этот момент из соседнего купе стала нервно выглядывать ничем не примечательная старушка. Повторно просмотрели ее вещи — и обнаружили в чемоданчике двойное дно, где и были часы.


Как оказалось, ни одна, ни вторая ничего о часах не знали. Просто при посадке в поезд в Польше к ним подошел знакомый польской гражданки, попросил передать письмо и чемоданчик с подарками для его родственника, проживающего в СССР. Письмо она оставила себе, а чемоданчик попросила провезти незнакомую старушку, т.к. у самой было много вещей, а у старушки только сумочка.


Это дело было передано в органы госбезопасности. В результате следствие раскрутило две большие группы контрабандистов, действовавших по обе стороны границы.


* * *


Федор Николаевич Горин — ветеран Гродненской таможни и таможенной службы Советского Союза, после двух ранений был демобилизован из рядов Красной Армии и в 1946 году начал таможенную службу контролером таможни в городе Рени на Дунае.


— В 1946 году в порт Рени поступила баржа № 920 водоизмещением более 2 тысяч тонн с имуществом для Министерства сельского хозяйства (техническое полотно, мелкие сельхозорудия, химикаты и т.п.). Список имущества был заверен начальником и ст. бухгалтером Главного управления совимущества в Вене. Сопровождали эти грузы лейтенант и два солдата.


Прежде чем приступить к таможенному досмотру я и лейтенант–пограничник решили побеседовать с сопровождающим груз лейтенантом, возраст которого (он был довольно пожилым) резко контрастировал с его званием. Тот сказал нам, что, мол, человек он не военный, а работник Минсельхоза, как и его солдаты. А затем «лейтенант» предложил мне и старшему наряда пограничников лейтенанту Фирсову в качестве «подарка» по радиоприемнику «Телефункен».


Тогда–то, после предложения взятки, было решено вскрыть каждое грузовое место. Получив подкрепление — оперативных таможенников, приступили к тщательному досмотру. В нескольких ящиках в соответствии с описью было техническое полотно. В остальных — радиоприемники «Телефункен», ткани, мотоциклы, счетные, пишущие и швейные машины, другие ценные предметы домашнего обихода, вплоть до художественных картин, ковров и т.п. Стоимость контрабанды составила около 900 тысяч рублей по довоенным ценам.


Материалы дела были переданы следственным органам. Спустя примерно пару месяцев, когда мне пришлось давать показания московским следователям, я узнал, что все контрабандное имущество предназначалось группе преступников полковника Кронова, которая в Москве имела несколько тайных складов, даже в подвале под одной из аптек.


Справка


Юрий Павлович Саяпин и Федор Николаевич Горин родились в 1924 г. В 1942–м пошли на фронт. Оба были тяжело ранены, а Юрий Павлович остался инвалидом Отечественной войны. В первые послевоенные годы стали таможенниками — один в Мостисске в 1945 году, другой — через год в Рени. В 1952–м судьба впервые их свела на китайской границе — в должностях начальника и заместителя начальника Майкопчагайской таможни. Свела, как оказалось, на всю жизнь. Юрий Павлович ушел на пенсию в 1984 году, прослужив в таможенных органах СССР около сорока лет, из них большую часть в Гродненской таможне. Федор Николаевич, бывший начальник Гродненской таможни, пройдя по всем ступенькам служебной лестницы, стал одним из руководителей таможенной службы Советского Союза. Выйдя на пенсию в 1989 году, он оставался в строю до 1996–го, передавая свой богатый опыт молодому поколению.


Виктор САЯПИН.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter