Главное - не разочароваться

Мой собеседник - стипендиат Президентского фонда поддержки талантливой молодежи, кинооператор, поэт и аспирант Белорусской государственной академии искусств Андрей ЧУПРИНСКИЙ.
Мой собеседник - стипендиат Президентского фонда поддержки талантливой молодежи, кинооператор, поэт и аспирант Белорусской государственной академии искусств Андрей ЧУПРИНСКИЙ.

Фильмы, которые он снимает, получают награды на самых разнообразных кинофестивалях. А еще он занимается исследованием истории белорусского пейзажа XIX века.

Словом, Андрей - яркий представитель талантливой молодежи. Поэтому есть повод задать ему несколько острых вопросов о современности.

- Андрей, вы - молодое дарование. Это признанный факт. Меня интересует, что вы думаете о времени, в котором ваши успехи признаются?

- Не думаю, что я уж такое молодое дарование, поскольку родился в 1970 году. Сегодня я чувствую разницу между временами. Сейчас жить насколько интересно, настолько же и трудно. Основной приоритет у общества - это чисто материальная сторона жизни. И меня, например, это не раздражает. Я считаю, что нет ничего зазорного в том, чтобы зарабатывать деньги и окружать свою семью максимальным комфортом. Для творческого человека есть гораздо более страшные вещи, чем культ звонкой монеты, - разочарование в людях. Единственное, в чем невозможно разочароваться, - это в стране, в которой ты родился.

Кстати. По поводу времени: со мной происходит что-то странное - я останавливаю время. У меня было около 30 наручных и карманных часов, и все они почему-то останавливались. Последние часы, которые я отнес в мастерскую, мне вернули со справкой: Ремонту не подлежат. Это у нас семейное. Моя жена умеет останавливать секундную стрелку. Очевидно, это связано с нашей профессией. Ведь оператор действительно останавливает время на кинопленке.

- На искусстве редко кому удается заработать. А у вас семья. Вы для чего искусством занимаетесь?

- Духовная потребность - оставить после себя след. Ведь только искусство оправдывает существование человека. Сейчас я занимаюсь научной деятельностью, потому что мне интересно открывать до сих пор не известные факты из истории живописи. Надеюсь, что мои работы помогут исследователям из будущего. Эта связь времен помогает мне жить и понимать жизнь. Благодаря этому занятию у меня нет претензий к действительности, потому что становится очевидно: на протяжении всей истории человечества люди делали одни и те же ошибки. Мне нравится оптимизм поколения, пережившего Отечественную войну. Его представители говорят: Пережили голод - переживем и изобилие.

- Помимо научной деятельности, вы ведь еще и снимаете кино как оператор. Довольно странное сочетание интересов.

- Только на первый взгляд. Глазами оператора смотрят зрители. Только представьте: оператор - один, а фильм смотрят миллионы зрителей. Это, если хотите, взгляд сквозь время. Здесь имеет значение не только профессиональное мастерство, но и уровень культуры передачи визуальной информации. Своей творческой задачей считаю показать мир таким, как я его вижу. По крайней мере таким, каким зритель его даже и не представлял. Хотя у медали есть и обратная сторона. Иногда профессия мешает не замечать того, чего не хотел бы видеть.

- Насколько высоки ваши творческие амбиции?

- Давайте для начала разберемся со значением этого слова. Я никогда не стесняюсь обратиться к словарю, если мне что-нибудь непонятно. Итак, с латинского слово амбиция переводится как самолюбие, спесь, крайняя обидчивость. Так вот, исходя из дословного значения, амбиции могут быть только у любителей. У профессионалов это исключено. Мне нравится снимать кино профессионально и талантливо. К сожалению, сегодня никто из моих однокурсников не работает по специальности кинооператор. Но я надеюсь, что нынешнее положение кинематографа - всего лишь переходный период, который не может тянуться вечно. Так ведь не бывает, что страна есть, а национальных фильмов - нет.

- Как вам удалось снять в качестве оператора около 10 фильмов, если все говорят, что кино не снимается?

- Только один из них был полнометражным игровым фильмом. Это Маленький боец Маргариты Касымовой, где я был оператором-сопостановщиком. Думаю, если есть внутренняя необходимость снимать, работу всегда можно найти. Я занимаюсь творчеством в самых разных сферах жизни. Помимо операторства и истории живописи, увлекаюсь литературой. Мы с женой издали двухтомник стихов и прозы под общим псевдонимом Себастьян. Тираж, заметьте, 3 экземпляра.

- Зачем вам так много одному?

- По окончании аспирантуры я смогу заниматься педагогической деятельностью. Эта перспектива меня очень даже радует. Это большое счастье - передавать другим свои знания.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter