Главное не продать, а заработать

Внешняя торговля в последние месяцы стала  неиссякаемым кладезем тем для «пессимистичной публицистики». Вот и на прошлой неделе снова прошла волна «убийственной аналитики». У многих авторов явно или скрыто сквозил намек: дефицит валюты в стране не за горами

Внешняя торговля в последние месяцы стала  неиссякаемым кладезем тем для «пессимистичной публицистики». Вот и на прошлой неделе снова прошла волна «убийственной аналитики». У многих авторов явно или скрыто сквозил намек: дефицит валюты в стране не за горами. Ведь по итогам полугодия отрицательное внешнеторговое сальдо перевалило за миллиард. Действительно, этот показатель нынче не самый лучший, но далеко и не критический. По крайней мере, для внутреннего рынка валюты. Ведь доллары и евро в страну поступают не только от реализации товаров и услуг за границей. Имеются и другие существенные источники пополнения «свободноконвертируемых» денег. Кстати, невзирая на «повышенные» платежи за газ, белорусский золотовалютный запас увеличивается. Ведь внешнеторговое сальдо влияет на рынок валюты, но не прямо пропорционально. И, видимо, эта зависимость в отечественной экономике будет только уменьшаться. 

Почему страна не «вписалась» во внешнеторговые показатели своего социально-экономического развития, знают, наверное, даже школьники. Подорожало сырье, что уж тут поделать. Причем не только газ, но стремительно взлетели цены и на металл, и на другие полезные ископаемые. Это автоматически увеличило импортную составляющую. Новые условия поставки нефти в страну несколько «резанули» по объемам экспорта. Но это объективные внешние обстоятельства, на которые белорусы не могут повлиять, как и на плохую погоду. К ним просто надо приспосабливаться. Что наша экономика, можно сказать, успешно и сделала. Если откинуть от вычислений энергетическую составляющую, картина получается не столь уж и печальной. 

Конечно, с экспортом промышленных «неуглеводородных» и потребительских товаров возникли некоторые заминки. Особенно в начале года. Но это не значит, что отечественная промышленность перестала быть конкурентоспособной на внешних рынках. После почти двукратного  новогоднего повышения цен на энергоносители предприятиям потребовалось время, чтобы скорректировать свои планы, стратегии развития, экономические показатели. Поэтому снизилась активность и на внешних рынках. Что вполне естественно. 

«Давить» на слишком большую «разбежку» между реальным внешнеторговым сальдо и предполагаемым прогнозом на 2007 год стало штампованно-модно. Но этично ли? Действительно, этот показатель не выполняется. Но в прошлом году по основным макроэкономическим параметрам правительство брало на себя максимальные обязательства. Планку, так сказать, ставили на рекордную высоту. И почти ее преодолели. Ведь большинство из 19 прогнозных показателей выполняются, даже некоторые со значительным опережением. Выровняется и внешнеторговая ситуация. Другое дело, что в новых условиях динамики цен на сырьевые ресурсы необходимо в целом диверсифицировать внешнеэкономическую стратегию государства. 

Ведь совершенно необязательно импортные поставки «закрывать» экспортными торговыми позициями. Немало европейских развитых стран не первый год живут с отрицательным внешнеторговым сальдо и великолепно себя чувствуют. А его компенсируют за счет инвестиционной деятельности. Дополнительную валюту дает как приток иностранного капитала в страну, так и доходы от размещения активов за пределами государства. И внешнеторговый баланс уже считается промежуточным показателем, а основное значение приобретает сальдо внешнеэкономических операций. Параметр, который учитывает все денежные потоки, пересекающие границу государства. 

Действительно, предыдущие две пятилетки внешнеторговый баланс был основным показателем общения Беларуси с внешним миром. Но это объяснялось слабостью отечественной экономики, которая на этом этапе отношения с другими государствами могла строить почти исключительно на товарном уровне. Но с тех пор отечественный ВВП вырос почти в два раза, стабилизировалась финансовая система, динамично развивается производство. Пришло время выходить на новый уровень экономического развития — инвестиционный. Причем не только привлекать иностранный капитал, но и вкладывать средства в иностранные предприятия. Тем более заграничные партнеры проявляют большой интерес к сотрудничеству с Беларусью. 

Если владеешь технологией, внедряй ее в других странах на взаимовыгодных условиях — одна из тенденций современной мировой экономики. Именно поэтому сегодня уже сложно понять «национальность» некоторых товаров. Исконный «немец» «Mercedes» может оказаться «африканцем» — филиал корпорации в ЮАР, «кореец» «Samsung» — «венгром»… В мире насчитывается около 20 тысяч ресторанов Макдоналдс, открытых по франшизе американской корпорации и принадлежащих различным владельцам. Поэтому Макдоналдс, скажем, в Токио может принадлежать японской фирме, кормить японцев, но часть выручки, по условиям договора франшизы, переправлять в Америку. 

У Беларуси тоже есть инновационные разработки, которыми она может поделиться с другими странами. В той же нефтяной отрасли. Скважины в Речицком районе, по мировым меркам,  маломощные. В России, Азербайджане, Иране на таких ставят крест: качать сырье можно, но слишком большая себестоимость. Но белорусские-то специалисты владеют технологией рентабельной добычи углеводородов даже на небогатых месторождениях. Поэтому Баку и Тегеран стремятся наладить с нами сотрудничество в этой области. Хотя бы на перспективу. Ведь в недалеком будущем, когда иссякнут «шоколадные» запасы, придется заниматься и такими скважинами. Глядишь, и российские нефтяники лет через 15 захотят с нами дружить: разведанные месторождения в Сибири тают на глазах. 

Естественно, что добыча нефти на иностранных месторождениях преследует цель скорее не энергетической безопасности страны напрямую, а финансовой. Заработанная белорусами валюта от продажи венесуэльских, иранских, азербайджанских углеводородов принесет в страну валюту, которая позволит чувствовать себя свободно на переговорах с «Газ-промом». Тогда и цены на энергоносители не будут столь серьезно влиять на отечественное сальдо внешнеэкономических операций. Ведь если сырьевые ресурсы подорожают, то во всем мире. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter