Главной ошибкой родителей при воспитании ответственности у ребенка является наказание

Главная ошибка – наказание!

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок мог трезво смотреть на вещи
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок мог трезво смотреть на вещи, последовательно выстраивать свои поступки и нести за них ответственность. Воспитание ответственности – долгий и трудоемкий процесс. Главной ошибкой родителей при воспитании этого качества является наказание. Получил двойку – не пойдешь гулять, в кино, на день рождения к другу. Довольно известный способ наказания, не так ли?

Однако именно так у детей формируется страх перед ответственностью. Зачем нести наказание, если пока можно умолчать о плохой отметке, а потом и гнев остынет, и в школе можно постараться что­нибудь исправить. Родителям следует адекватно реагировать на проступки ребенка.

Прежде всего ответственность за свои действия, и за обучение в том числе, нужно формировать дома. Начать следует с домашних обязанностей. Они непременно должны быть у детей. В дошкольном возрасте ребенок вполне способен полить цветы и убрать за собой игрушки. Также очень полезным может быть появление в доме домашнего животного. Если ребенок просит завести кошку или собаку, то ему нужно объяснить, что это будет его животное и ответственность за него нужно будет нести самому. Обязательно хвалите ребенка за выполнение его обязанностей. 

Часто родители настолько озабочены учебой ребенка, так самозабвенно отдаются всему, что может ему помочь, что практически учатся за своего ребенка. Естественно, нужно постоянно контролировать процесс обучения, но во всем должна быть мера. Спрашивать по сто раз на дню про выполнение домашнего задания или подготовку доклада – это точно лишнее. Не стоит думать, что ребенок от природы ленив и не способен успешно учиться без жесткого контроля. Помните: оценки в школе – не главное. Важно, чтобы ребенок проявлял любопытство и не растерял его в течение жизни. Ведь очень часто бывает, что не любят читать именно те люди, которых в детстве заставляли это делать, а выпускники музыкальных школ просто с ненавистью смотрят на музыкальный инструмент.

Но если у ребенка нет мотивации к учебе, то родителям нужно предпринимать шаги. В качестве поощрения могут выступать мелкие материальные ценности, выбранные с учетом интересов ребенка. Но с этим нужно быть очень осторожным! Иначе можно вырастить эгоиста, работающего только за награду. Поэтому в качестве поощрения может выступать совместная прогулка, посещение зоопарка, музея или кинотеатра, совместные велопрогулки.

Не всё и не всегда будет получаться с первого раза. Если ребенок недоделал уроки и получил на следующий день двойку, то объясните ему ситуацию на своем примере. Если вы, к примеру, готовите ужин, а неожиданно начался интересный фильм, то вы не имеете права бросить дело на полпути, потому что из­за зажженной плиты может начаться пожар. Ну и наконец, хочу еще раз сказать, что во всем нужно соблюдать меру. Часто дети с «синдромом отличника», стремящиеся во всем быть лучшими, страдают от нервных срывов, истерик, вызванных чрезмерным напряжением. 

Помните!

С помощью ругани и упреков мы только введем ребенка в состояние стресса и страха.

Юлия Тулинова. 

Советская Белоруссия № 11 (24641). Среда, 21 января 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter