Глава МАРТ: механизм сдерживания цен в стране себя оправдал

Министр торговли и антимонопольного регулирования Алексей Богданов в эфире Белорусского радио рассказал о главной задаче постановления Совета Министров № 713 «О системе регулирования цен», а также для кого на рынке установлены наиболее жесткие правила игры и как производитель может повысить цену на свой товар.

Иллюстративное фото

Профильный министр напомнил, что сегодня в мире происходит трансформация:

– Штормит мировую экономику, против нас введены абсолютно неоправданные санкции, ведется ненормальная санкционная политика. Здесь сам рынок не справляется. Заметьте, именно постановление «О системе регулирования цен» было введено, потому что рыночная экономика не справлялась (с адекватным механизмом ценообразования. – Прим. ред.).

В тот период – за 2022 год – недоброжелатели нашей страны прогнозировали, что инфляция составит около 20 процентов.

– Кто на это мог смотреть нормально? – задается риторическим вопросом Алексей Богданов. – Цены росли быстрее, чем зарплаты у наших граждан. И у нас образовывалась не рыночная дырка в кошельках (у меня в том числе, у вас, у всех граждан – мы все потребители). Поэтому Глава государства абсолютно правильно дал поручение выработать механизм сдерживания цен. И он себя оправдал.

Глава антимонопольного ведомства в подтверждение привел цифры:

– Инфляция в прошлом году составила 5,8 процента, что ниже плана (он был 7–8 процентов). На текущий период установлено задание – не более 6 процентов. Над этим будем работать.

Алексей Богданов констатировал:

– Президентом страны введен новый термин – «социально справедливая» или «справедливая цена». Какая она? Над этим можно философствовать очень долго. Для каждого участника этого процесса справедливость определяется по-своему. Для нас с вами – простых потребителей – это возможность купить товар, который мы хотим, по доступной цене. Для производителя, торговли, поставщика, импортера – возможность окупить свои затраты и заработать средства, чтобы инвестировать в развитие, и т. д.

Он подчеркнул, что основная часть этой идеологической модели – не допускать, чтобы в сложной экономической ситуации кто-то один из участников рынка зарабатывал сверхдоходы, высасывая деньги из кошельков простых потребителей:

– Поэтому эта идеологема заложена в постановлении и этой системе ценового регулирования.

Профильный министр пояснил, что для сферы торговли установлены наиболее жесткие правила:

– Для них предусматривается максимально возможный предел установления торговых надбавок или оптовых надбавок, или надбавок импортера.

По словам Алексея Богданова, немного в другом ключе находятся производители:

– Для них этот шаг роста цен установлен, но и сохраняется возможность в случае необходимости, экстренной ситуации прийти в соответствующий регулирующий орган и заявить бóльшую цену.

Какой для этого существует алгоритм? Например, изменился в большую сторону курс валюты на импортные товары или мировые цены пошли в рост. Производитель готовит экономическое обоснование и приходит в облисполком или профильное министерство и доказывает, что необходимо повысить цену на производимый им товар.

Торговля таким алгоритмом воспользоваться не может – для нее установлен предел. Глава антимонопольного ведомства напомнил, что торговые надбавки устанавливаются в зависимости от товара и его «жизненного цикла» на полке:

– Чем дольше товар «оборачивается», тем больше устанавливается торговая надбавка. Например, на скоропортящиеся товары она составляет 15–20 процентов. Для одежды предел 55 процентов. И в зависимости от категории товара выстроена такая система предельных надбавок.

Алексей Богданов также рассказал об одной из задач постановления Совмина № 713 «О системе регулирования цен»:

– Когда создавали документ, надеялись, что это будет еще больше стимулировать как производителей, так и всех участников этого процесса – и оптовиков, и импортеров, и торговлю – работать над снижением затрат.

В качестве наглядного примера он привел прошлогоднюю ситуацию:

– Мы видели, как достаточно серьезно – почти в два раза – замедлились темпы роста материальных затрат в себестоимости продукции сельхозпроизводителей. Отмечу, что сельхозпроизводители в 2022 году были чемпионами по росту цен и затрат. Поэтому эта мера (система регулирования цен. – Прим. ред.) сыграла свою положительную роль, – подытожил министр.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter