Гимн Непокоренному человеку

Утром 22 марта колокола Хатыни напомнят миру о страшной трагедии, которая произошла здесь 65 лет назад. Немецкий карательный батальон заживо сжег жителей целой деревни – 149 человек, из которых 75 – дети

Хатынь еще  раз  напомнит  о  трагедии...

Утром 22 марта колокола мемориала напомнят миру о страшной трагедии, которая произошла здесь 65 лет назад. Немецкий карательный батальон заживо сжег жителей целой деревни – 149 человек, из которых 75 – дети. Тех, кто пытался спастись из объятого пламенем сарая, секли пулеметные очереди.

— Прошло уже столько лет, но я до сих пор просыпаюсь ночью в холодном поту. И вижу одну и ту же картину...  Тот ужас трудно описать словами. Это страшный пример человеческой жестокости, оправдания и понимания которому в истории не найдется никогда, — говорит Виктор Желобкович, один из трех ныне живущих свидетелей хатынской трагедии. – Сколько буду жить, не забуду сам и другим не позволю забыть о том дне, когда цивилизованные люди, европейцы, стали дикой стаей и загубили столько невинных душ. 

В субботу к Вечному огню мемориала возложат венки и живые цветы. Откроет митинг-реквием Геннадий Невыглас, глава Администрации Президента Беларуси. Затем слово возьмут очевидцы тех событий и гости… 

— Кроме официальных делегаций из регионов, дипломатов аккредитованных посольств и участников общественных объединений республики, мы также пригласили гостей из Литвы, Франции, России, Чехии – стран, которые пережили подобные трагедии, — рассказывает «Р» Константин Мишин, директор Государственного мемориального комплекса «Хатынь». – После митинга все переедут в  «Силичи», где пройдет круглый стол, напрямую связанный с тематикой общереспубликанской патриотической акции «Хатынь – всенародная боль и память».  

Мало кто знает, что в марте 1968 года была сдана первая очередь мемориала – тема сожженной деревни. 5 июля 1969-го он предстал перед посетителями в том виде, в котором мы видим его сейчас. В 1970 году белорусские архитекторы Юрий Градов, Валентин Занкович, Леонид Левин и скульптор Сергей Селиханов удостоены Ленинской премии в области архитектуры. 

— Идею подсказал тогдашний первый секретарь ЦК КПБ Кирилл Мазуров: мол, почему бы не сделать Хатынь образом всех белорусских деревень, сожженных фашистами в годы войны. Так в Хатынском мемориале появилось единственное в мире символическое кладбище 136 уничтоженных и, увы, больше никогда уже не возродившихся деревень. Тема трагедии населенных пунктов и их жителей сама собой  переросла в трагедию всей республики, которая потеряла в той войне каждого третьего, — говорит Юрий Градов. – В других странах есть похожие мемориалы: во Франции – Орадур, в Чехии – Лидице, в Испании – Герника, в России – Красуха, во Вьетнаме – Сонгми… Но Хатынь, пожалуй, — самый сильный по степени эмоционального воздействия. Это памятник-документ, обращение к будущим поколениям: «Помните! Подобное не должно повториться!» После боя хатынских колоколов над мемориалом всегда виснет длительная пауза. И это молчание – самая сильная, не требующая объяснений, эмоция… 

На снимке: мемориальный комплекс  «Хатынь».            

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter