В этом году у белорусской экономики есть все возможности и стимулы для роста

Гибкое движение вперед

На успешность бизнеса влияют различные факторы. Но один из самых главных и ключевых — предсказуемость условий хозяйствования. Конечно, при множестве неизвестных на внешних контурах говорить о безусловной стабильности можно весьма условно. Но оте­чественную экономическую модель удалось отстроить таким образом, что она способна демпфировать внешние шоки, в том числе за счет работы госорганов, которые гибко и своевременно реагируют на различные вызовы и угрозы. Тем важнее для предпринимателей общение с представителями министерств и ведомств, чтобы, как говорится, из первых уст узнать государственную экономическую политику и исходя из нее уже выстраивать свои корпоративные планы. Этому и было посвящено очередное заседание Республиканского клуба директоров «Экономика в Беларуси в 2024 году: основные тренды и ориентиры для бизнеса», организованного Бизнес-союзом предпринимателей и нанимателей им. М. С. Кунявского и ОАО «СберБанк».

Хороший результат

Экономика в прошлом году в целом развивалась устойчиво. Удалось достигнуть роста ВВП на 3,9 процента прежде всего за счет роста промышленного производства, которое прибавило на 7,7. Вырос и оптовый товарооборот. Реальные доходы увеличились на 6,1 процента. Между тем инфляцию удалось удержать на уровне 5,8, что ниже прогнозных показателей.

Андрей Картун.
Заместитель министра экономики Андрей Картун не скрывал, что хорошие макроэкономические показатели 2023-го не должны расслаблять. Внешняя конъюнктура складывается не самая благоприятная. И этот тренд наметился еще в прошлом году. В частности, значительно снизились цены на рынках традиционной для Беларуси экспортной продукции. В 2023-м удалось перекрыть выпадающие доходы за счет увеличения физических объемов поставок. Но в этом предстоит кропотливая и серьезная работа, чтобы удержать позитивный тренд.

Возможно, неблагоприятные тенденции удастся преодолеть через запуск инвестиционного цикла. По итогам 2023-го динамика инвестиций в основной капитал составила 114,5 процента. Удалось перестроиться, найти альтернативных западным компаниям поставщиков оборудования и технологий из других регионов. Андрей Картун отметил еще один позитивный факт: опережающую динамику вложений предприятий в машины и оборудование — рост на 30 процентов по итогам прошлого года. Инвестиции в активную часть производства уже достигли доли в 40 процентов от всего объема инвестиций.

В стабильном режиме

Экономический рост в 2024-м будет обеспечиваться в том числе и за счет гибкой бюджетной политики.
В 2024 году планируется рост доходов казны на 6—7 процентов. Расходы увеличатся на 15—19. За счет роста государственных расходов предполагается стимулировать экономический рост и потребительский спрос.
Первый заместитель министра финансов
Дмитрий Кийко.
Дмитрий Кийко напомнил, что национальная инвестиционная программа «заточена» на реализацию инфраструктурных проектов и строительство социальных объектов. В частности, за три года финансирование дорожной отрасли выросло в 2,5 раза. В целом рост бюджетных расходов создает на внутреннем рынке спрос, который может использовать для своего развития и частный сектор.

Что касается опасений компаний, учредителями или бенефициарами которых являются инвесторы из нынче недружественных Беларуси стран, то им не стоит бояться вести бизнес в стране. Андрей Картун акцентировал: самое главное — соблюдать приличия и добропорядочность. Хотя отметил, что приходилось сталкиваться с разными проявлениями. Для этого государство и посылает периодически преду­предительные сигналы: реакция на недружественное поведение фирм, попытки проворачивать те или иные махинации будут пресекаться. Андрей Картун сообщил, что был принят соответствующий закон, который позволяет применять специальные меры к недобросовестным инвесторам. Но этот нормативный правовой акт носил, скорее, превентивный характер. «Ни одного решения в прошлом году не принималось», — уточнил заместитель министра экономики. Он подчеркнул, что «законы бизнеса никто не отменял. Будут тонкие подходы. Есть понимание, что немало иностранных компаний больше инвестировали, чем забрали». Другими словами, если вспоминать требование Президента, бизнес должен работать не только на себя, но и в интересах Беларуси. И таким компаниям опасаться нечего.

Финансы в сдержанных тонах

Андрей Категов.
Больших сюрпризов бизнесу от Нацбанка ждать не стоит. У регулятора нет в планах проводить мягкую денежно-кредитную политику. По словам заместителя начальника главного управления монетарной политики и экономического анализа Национального банка Андрея Категова, за два года экономика адаптировалась к новым условиям. Поэтому поводов для послабления регулятор не видит. Нацбанк намерен двигаться по нижней траектории в части инфляции и ориентироваться на ее уровень в 5 процентов в 2024-м. В текущем году процентные ставки на белорусском финансовом рынке, вероятнее всего, останутся на прежнем уровне.

Как отметил Андрей Категов, сложившийся уровень ставок является минимальным, чтобы стимулировать долгосрочные сбережения.

Правда, Национальный банк продолжит ориентироваться на развитие потребительского кредитования для приобретения товаров отечественного производства.

Много на заседании Республиканского клуба директоров говорили о политике ценообразования. Высказывались опасения: не создает ли система сдерживания цен инфляционного навеса.

Замминистра экономики заверил, что Министерство экономики изу­чило 20 макропараметров с точки зрения разрывов. И не обнаружило проблем. Растут доходы, но соотношение фонда оплаты труда и ВВП фактически остается неизменным. «По совокупности не видим перегрева экономики», — констатировал Андрей Картун.

Алексей Богданов.
Если говорить о механизме ценообразования, то, по словам министра антимонопольного регулирования и торговли Алексея Богданова, подходы, которые применяются сегодня, планируется сохранить. Андрей Картун добавил, что механизм обоснованного повышения цен есть. И субъекты хозяйствования могут им пользоваться.

Алексей Богданов также обратил внимание: постановление № 713, которое устанавливает правила ценообразования, — документ гибкий, может трансформироваться. Действует экспертный совет, который рассматривает предложения в этой области. Их может предлагать и бизнес.

В целом органы государственного управления нацелены на активный диалог с предпринимательским сообществом. Другой вопрос, что они ждут от бизнеса предложений, которые лежат в русле поставленных перед страной целей и задач, закрепленных в системных документах.

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter