Гейша по контракту

Кто-то учится в тамошних институтах, кто-то проходит стажировку, а кто-то сам преподает более чем сдержанным японцам разные хитрые науки - например, как приятно (и не скупясь) проводить досуг.
Кто-то учится в тамошних институтах, кто-то проходит стажировку, а кто-то сам преподает более чем сдержанным японцам разные хитрые науки - например, как приятно (и не скупясь) проводить досуг. Подобным искусством должна в совершенстве владеть девушка-хостес. В сущности, это современное подобие гейши, но без каких бы то ни было фривольных ассоциаций.

Сами девушки называют себя иначе - "хозяйками стола" - и не видят в своей профессии ничего предосудительного. "Чаевые и зарплата официанта тоже зависят от его умения обслужить клиента. Но официанта не приглашают за стол и не "покупают" его время. Так что наша работа уровнем выше", - считает минчанка Соня, которая пять месяцев учила японцев "гулять по-купечески". Удалось ей это или нет - судить клиентам, а вот она сама похудела в Стране восходящего солнца на пять килограммов и до сих пор содрогается при виде рекламы японских ресторанов.

"Динамо"

высшего пилотажа

Вообще-то Соне повезло: она прошла жесткий отбор и оказалась единственной белоруской в одном из токийских хостес-клубов. Остальные 23 девушки от 17 до 32 лет приехали на заработки из России, многие уже в седьмой-восьмой раз и со знанием четырех языков, в том числе и японских иероглифов на уровне местных жителей. Иными словами, профессионалки своего дела, способные "раскрутить" мужчину везде, всегда и на что угодно. Да, именно в этом, если отбросить словесную шелуху, и заключается главная цель любой хостес-девушки, которая имеет процент и от суммы заказа гостя, и от того, готов ли он платить за ее общество из вечера в вечер.

Механика хорошего настроения у японца немудреная. Идет он (а чаще - в компании приятелей) по улице и изучает висящие у входа в хостес-заведения табло с фотографиями и именами. Остановился на ком-то взгляд, захотелось пообщаться - плати как минимум 50 долларов за вход. А если уж клиент переступил порог, то, как выражается Соня, "доить" его будут всевозможными способами. Она признается, что видела людей, оставлявших за ночь десятки тысяч долларов. Оно и неудивительно: "хозяйке стола" может захотеться не только суши и коллекционного коньяку, но и цветов, и караоке попеть. К концу рабочего дня столы в клубе, бывает, уставлены нетронутыми пиццами, непочатыми бутылками, а девочка заказывает еще и еще... Что поделать: чем больше, тем лучше, за это ей начисляются очки, "капает копейка". Кстати, речь идет действительно о мизерных суммах. Если гость выбирал по фотографии Соню, она получала 5 долларов и иногда просиживала с ним до утра. А когда "раскрутить" на определенную сумму клиента не удавалось, гонорар снижали вдвое. Но самый тягостный момент - когда гость никак не может определиться с выбором и к нему подсаживают по очереди всех девушек на полчаса по принципу "возьмет - не возьмет". Такой "демонстрационный экземпляр" не имеет права ни пить, ни курить, ни есть, а только увеселяет, обслуживает, часто оставаясь вообще ни с чем.

Хостес не похож ни на мошенничество, ни на обычное женское "динамо": клиент прекрасно знает законы игры и не в обиде. Зато и прислуживать ему приходится на полную катушку. Мешать коктейли, менять пепельницы, поджидать визави у туалета с салфеткой - как ни унизительно, но это в Японии обязанности девушки-хостес. В паузах она должна беспрестанно улыбаться, без умолку болтать, чтобы он хохотал на весь зал или навзрыд плакал (Соня не зря называет себя мастером разговорного жанра). Несмотря на маленький рост и неказистую внешность клиента, следует засыпать его комплиментами, а уж при малейшей оплошности чуть ли не челом бить...

Постель, вопреки расхожему мнению, в условия контракта не входит. Секс "в нагрузку", может, во-первых, по правилам, стоить девушке рабочего места, а во-вторых - отпугнуть клиента. Здесь настоящий японец обычно ставит точку и о дальнейших подарках, ухаживаниях, знаках внимания не стоит и мечтать. Да что постель, среднестатистического японца, по Сониным словам, отпугивает даже взгляд в глаза, даже слишком высокая или слишком светловолосая красавица! Не прощает он даме и мелочей. Не раз и не два улыбающийся и вроде бы всем довольный гость при выходе из клуба ставил директору на вид разные Сонины "недоработки" - в виде, например, неправильной пропорции "Маргариты". Соне это каждый раз стоило штрафа в 100 долларов, которые она иногда на "гонорарах" и за целую неделю не зарабатывала.

Клубная "диета"

Когда Соня только собиралась в Японию, ей долго рассказывали сказки о том, как оттуда привозят деньги мешками - на квартиру, машину и дальнейшую безбедную жизнь. Восемь лет назад, на заре расцвета хостеса по-славянски, так и было: подарки - чемоданами, чаевые - сотнями. Теперь японцы знакомы со всеми ухищрениями "хозяек стола", а значит, если и дают на чай, то долларов 10, если и проявляют внимание, то только до той черты, где начинаются походы по дорогим бутикам. Все, халява кончилась... Трехкомнатная малогабаритная квартира без окон на 24 человека, 3 душевые, 2 туалета, двухконфорочная плита и 8 стульев - в таких условиях девушкам нужно отрабатывать те 500 долларов "чистыми" в месяц, которые и являются их "голой" зарплатой. На питание выделяется еще по 70 долларов в неделю. Что это такое в условиях запредельно дорогой Японии, можно судить уже по тому, что пудра стоит там 70 долларов, а поход в ближайший фаст-фуд потянет на 40. В общем, на три дня худо-бедно хватит, а дальше? А дальше в ход идут всякие уловки. Скажем, Сонины товарки уговорили хозяина отдавать им оставшуюся на столах еду, у которой был бы путь один - в мусоропровод. Питались дешевыми полуфабрикатами, делили на всех "пайку", которую по утрам передавал одной из них сердобольный местный поклонник. Как манны небесной ждали того дня, когда на ежемесячный огонек традиционно заглянет жених другой - молодой бизнесмен из Осаки, купавший клуб в шампанском "Дон Периньон" по 500 долларов за бутылку. Вечером суши, креветки и "Мартини", а наутро хоть волком вой - увы, обычная практика... За пять месяцев в Японии Соня ни разу не позволила себе фруктов - дорого. Удивительно, но на русских девушек такая "диета" действовала с точностью до наоборот: они в буквальном смысле слова пухли, набирая по 15 - 20 килограммов, и были первыми кандидатками на досрочную отправку домой. "Так что если вы где-нибудь встретите располневшую до неузнаваемости японскую хостес, - вздыхает Соня, - это совсем не значит, что она хорошо живет".

Резонный вопрос: что заставляет красивых и очень даже неглупых девушек идти на такие жертвы? Экономить на питании, работать по 8 часов ночью при двух жалких выходных в месяц, жить в условиях, максимально приближенных к женской колонии? Ответ прост: у 80 процентов девушек дома остались семьи, маленькие дети. Но есть и еще одно обстоятельство. Для профессионалок хостес превращается уже в образ жизни. "Ну, приеду я в Москву, и что? - признавалась Соне подружка. - Посижу, поскучаю, и обратно сюда. Жизнь - здесь". Жизнь гейши, которая к каждому клиенту должна найти свой "ключик".

Почем искусство

быть женщиной?

Может быть, хостес-девушка - и не чисто японское изобретение (подобное ремесло распространено и в Корее, и в Индонезии, и в других азиатских странах), но нигде оно не приобрело такого размаха, как в Стране восходящего солнца. Вся Япония буквально усеяна "гостевыми" клубами и барами, причем на любой вкус - для мужчин и для женщин, с геями, трансвеститами, с красавицами филиппинских, румынских, русских, бразильских и т.д. кровей. (Любопытно, что бразильский хостес-клуб - самый крупный и самый успешный: таланты работающих в нем 70 девушек по карману лишь звездам эстрады, спорта и воротилам крупного бизнеса.)

Японцы как никто ценят первоклассный сервис и повышенное внимание к собственной персоне. Если в других странах главным в клубах является все-таки танцевальное шоу, то, чтобы попасть сюда, даже необязательны "два прихлопа-три притопа" - только имидж интеллектуалки из высшего общества плюс предельная покорность. В Сингапуре богач тоже может пригласить приглянувшуюся девушку к столу, но за каждый час она будет получать по 10 долларов, просто сидя, недвижно, как мумия, и, образно выражаясь, поплевывая в потолок. Более того, от такого удовольствия она имеет право даже отказаться под предлогом простой мигрени...

То ли дело в Японии, где хостес - настолько заманчивый бизнес, что, по мнению местных социологов, им не гнушается каждая третья учительница, и настолько завидное времяпрепровождение, что уже через час после открытия многие клубы оказываются переполненными. Это и доказательство принадлежности к высшему обществу, и возможность "погулять" за компанию. Местные налоговые законы позволяют списывать эти расходы как деловые. А кому приятнее платить половину суммы корпоративных налогов - хостесу или государству? Вопрос риторический. Для самих же девушек это прекрасный шанс завести связи с нужными людьми. Впоследствии многие из "хозяек стола" благополучно выходят замуж или переквалифицируются в дорогостоящих преподавательниц английского языка, благо учеников легко можно найти через знакомых бизнесменов.

Попасть в хостес-клуб можно двумя путями: по объявлению и по знакомству. Существует даже целая организация под названием "Сетевой клуб", где желающие оставляют свои аудиозаявки. В японской провинции полагаются в основном на объявления в отелях и пансионах. Именно так, по рекомендации и через прессу, заполняются хостес-вакансии и нашими соотечественницами. Один из самых популярных вариантов - объявления типа "Набираем девушек в танцевальную группу с последующим трудоустройством за границей" или "Приглашаем девушек, которые хотят заняться модельным бизнесом". Дают их частные лица, посредники российских фирм, они же занимаются и оформлением документов. Японские иммиграционные власти не предусматривают для хостесинга отдельной визы, поэтому официально девочек преподносят как танцовщиц. Для чего собираются (или покупаются) дипломы об окончании хореографических училищ, грамоты, выписки из трудовых книжек. Слегка покривить душой перед законом и подзаработать хотят многие. И на их желании уехать делаются неплохие деньги.

Как опытный "хостес-боец" Соня считает, что есть масса моментов, о которых девочки (и их мамы, нередко приходящие на организационные собрания) должны знать заранее. Во-первых, не следует поддаваться на вымогательства и приплачивать за вакансию. Кто поедет - определяет не посредник, а сам хозяин, который специально прилетает на кастинг. Хорошие фотографии (без какого-либо налета сексуальности), ухоженность, знание английского - вот козыри, перед которыми он не может устоять. Во-вторых, нужно сразу, до мелочей, оговаривать условия контракта. Чтобы не получилось, как у Сони, которая в ожидании своего рейса просидела сутки в Сеуле - в гостиничном номере без дверного замка и без крошки съестного. В-третьих, следует отдавать себе отчет в том, что деньги, заработанные на хостес-туре, ввозятся к нам нелегально. В отличие от России, между Беларусью и Японией не действует соглашение об отмене двойного налогообложения, да и сами фирмы, занимающиеся этим бизнесом, не имеют здесь никаких юридических прав. Россиянки платят налоги и везут свои гонорары на родину совершенно легально, а вот белорускам нужно крепко подумать, что сказать по возвращении на таможне.

Есть у претенденток на хостес-вакансию еще несколько тем для размышлений. Например, готовы ли они к тому, что экономия будет отражаться на желудке, а работа - на психике? Что красоты великой страны окажутся просто за кадром? И что вообще это будет не "их" страна, с людьми, которых понять трудно и которым еще труднее угодить? "Если бы я знала все наперед, то не поехала бы ни за что, - вздыхает Соня. - Деньги деньгами, но для меня гораздо важнее то, что в Японии у меня не появилось ни одного друга. Ужасно, но иногда даже ловлю себя на том, что начинаю ненавидеть все японское..."
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter