Герои завтрашних дней

Кинорежиссер Андрей Голубев - парень видный.
Кинорежиссер Андрей Голубев - парень видный. Под руку с ним было приятно подниматься по звездной лестнице фестиваля "Киношок". Конечно, Анапа не Канн, Голубев не Кончаловский, а я не Лив Тайлор.

Но это и прекрасно. Есть тема для рассуждений. Пока мы с Андреем дефилировали перед анапчанами, изображая кинонебожителей, я успела выяснить, что мой спутник - ученик Михаила Пташука. Студент 3-го курса Белорусской академии искусств отделения кинорежиссуры.

До диплома осталось полтора года - пташуковцев теперь доучивает Вячеслав Никифоров.

Когда я не без иронии спросила у Голубева, каким же образом он намерен поднимать белорусский кинематограф, молодой режиссер ответил мне так искренне и серьезно: "Снимать, как Пташук", что не продолжить разговор в Минске было невозможно. Мы условились об интервью, но на встречу он пришел со всем своим курсом. "Михаил Николаевич просил нас не выделяться по одному. Мы - команда, и нам вместе будет легче сделать что-то полезное". Так, экспромтом, организовалась встреча-диспут с будущими режиссерами.

Впрочем, будущими я их называю чисто условно, в рамках учебной программы. На самом деле каждый из семи уже имеет за плечами большой жизненный опыт: снял картину или две, стал лауреатом какого-нибудь кинофестиваля. Тот же Андрей Голубев свозил свой фильм "Время гона" на "Золотой Витязь" и "Киношок", и теперь этот фильм ему могут зачесть как диплом. Но Голубев хочет снимать. Они все хотят снимать, фонтанируют идеями, болеют режиссурой. Это понятно. Меня лично шокировало другое. Оказывается, дипломнику на производство его шедевра полагается 150 тысяч долларов. Умножаем эту сумму на семь выпускников и получаем в итоге традиционную для постсоветского кинематографа формулу: "У нас таких денег нет".

Вот я и спрашиваю у тех, кто должен вскорости культивировать белорусскую мечту на экране: "Даже если предположить, что вам эти деньги дадут, голова не кружится от того, что больше миллиона долларов будет потрачено на поиск и эксперимент? Какая здесь может быть финансовая гарантия?" Отвечают: "Выгода прямая - семь новых полноценных белорусских картин. За миллион долларов. Это немало. Учитывая бюджеты, скажем, европейских фильмов. Признаться честно, мы и на это не особенно рассчитываем. На курсовые работы нам выделили президентский грант, и хотя снимали мы пока не на кинопленке, за работы никому не стыдно. С дипломами обязательно что-нибудь придумаем. Будем искать деньги, снимать за свои, но фильм будет, хотя бы один на всех. Михаил Пташук отдал каждому из нас частичку себя. Так что все вместе мы - это он".

"А чему он вас научил? Чем приворожил?" Ответы - совершенно неожиданные. Например, Андрей Голубев апологет Пташука в том, что тоже считает: для начала необходимо научится снимать простые, понятные для зрителя истории, а не распыляться на фестивальные эксперименты. Александр Колонович запомнил такой наказ учителя: "Мысли должны быть красивыми". Людмила Дубровская, променявшая занятия на Высших режиссерских курсах в Москве под руководством Валерия Тодоровского в пользу лекций Михаила Пташука, обеспокоена поиском обаятельного белорусского героя. Бывший географ Евгений Сетько понял за время учебы, что главное для режиссера - это глобальная идея.

Говорят, что накануне трагедии Михаил Пташук признался жене, что отдал своим студентам все, что мог. Словно чувствовал, что пора подводить итоги. Курс не чаял души в своем мастере и, конечно же, рано осиротел. Но это обстоятельство лишь придает им решимости заниматься профессией Пташука. На прощание мы договорились, что вернемся к разговору через полтора года, когда на экраны выйдет семь новых белорусских картин.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter